Unit-экономика
Юнит-экономика (unit-экономика, unit economics) — метод экономического анализа, который помогает определить прибыльность одного юнита.
Юнит-экономика (unit-экономика, unit economics) — метод экономического анализа, который помогает определить прибыльность одного юнита. Проще говоря, юнит-экономика показывает, сколько компания зарабатывает, заработает или потеряет в будущем с одного продукта или клиента.
Юнит — единица товара или услуги. Это может быть клиент, подписка или посетитель сайта. Обычно юнитом выбирают то, что собираются масштабировать в будущем. Кроме того, на выбор влияет деятельность бизнеса.
Например, в digital-проектах полезно оценить прибыльность каждого пользователя или подписчика, в ритейле — товара, а в общепите — чашки кофе или блюда.
От выбранного юнита зависит формула расчета прибыльности бизнеса и нужные метрики для отслеживания.
Например, в digital важно знать LTV (Lifetime Value, пожизненную стоимость клиента). Эта метрика показывает, как долго клиент будет генерировать прибыль для бизнеса. Еще одна важная метрика — САС (customer acquisition cost, стоимость привлечения клиента).
А в продаже товаров нужно знать маржинальную прибыль — чистую выручку после продажи.
Иногда юнит-экономику сравнивают с фреймворком для принятия решений. По сути с ее помощью можно посмотреть, сколько потенциально компания может зарабатывать в будущем. А потом на основе полученных цифр разработать план, как на такой доход выйти.
Кроме того, юнит-экономика помогает определить:
- Возможности компании на масштабирование, а также необходимость в поиске инвесторов.
- Стоимость привлечения одного клиента.
- Стоимость товара с точки зрения окупаемости.
- Необходимое количество продаж для выхода в точку безубыточности.
- Эффективность каналов привлечения клиентов и успешность существующей рекламы.
- Низкомаржинальные и убыточные позиции, а также принять по ним обоснованное решение: совсем убрать из продуктовой линейки или подкрутить что-то внутри формирования продукта.