Актуальность внедрения системы комплаенс
Комплаенс (англ. compliance — соответствие; происходит от глагола to comply — соответствовать) — буквально означает соблюдение — действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение (англ. compliance is an action in accordance with a request or command, obedience). «Комплаенс» представляет собой соответствие каким-либо внутренним или внешним требованиям или нормам.
Комплаенс — это комплекс инициатив, направленный на предупреждение противоречащих закону действий сотрудников компании и внедрение корпоративной бизнес-этики, основанной на соблюдении буквы закона. Система комплаенс берет свое начало в 1960-1970 годах, предпосылкой к ее началу являлся крупный коррупционный скандал. Так, в 1977 году был принят Закон США «О борьбе с практикой коррупции за рубежом», который утвердил строгие правила контроля, закрепил требования к бухгалтерской и финансовой документации, определил правила взаимодействия с госслужащими. В 1990-е гг. были сформированы «Разъяснения о порядке применения уголовного наказания для организаций» (Federal Sentencing Guidelines). В этом документе закреплены поэтапные инструкции по созданию комплаенс-программы, включая правила этического регулирования.
Что касается нашей страны, 6 октября 2020 года Президент Касым-Жомарт Токаев подписал Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия коррупции», а именно для субъектов квазигосударственного сектора (их сегодня насчитывается около 6 тыс. субъектов). В данной норме закона основной акцент был сделан на создание в субъектах квазигосударственного сектора антикоррупционных комплаенс-служб, ответственных за соблюдение корпоративных стандартов добропорядочного и этичного поведения, как сотрудников организации, так и ее контрагентов. Также требования по регуляторным рискам и рискам отмывания доходов, полученных преступным путем, закреплены в нормативных документах Национального банка Республики Казахстан для финансовых организаций.
В чем необходимость внедрения системы комплаенс?
В казахстанских организациях, активно стремящихся к развитию и повышению своей конкурентоспособности, вопрос развития и поддержания комплаенс-культуры – актуален как никогда. Сегодня, в современном мире, комплаенс является основопологающей частью устойчивого развития компании. Наличие внедренной системы комплаенса в организации, является показателем чистоты и прозрачности бизнеса, улучшает систему корпоративного управления, также влияет на повышение стоимости и репутацию компании. Он нужен любому бизнесу для избежания претензий государственных органов и контрагентов, а также убытков, неплатежей, налоговых и прочих возможных рисков.
Внедрение комплаенс-культуры является важным элементом работы системы комплаенс-контроля, который позволяет предотвратить либо минимизировать факты нарушений, допущенных работниками в процессе осуществления ими своей деятельности. Комплаенс-культура является частью корпоративной культуры и направлена на то, чтобы минимализировать риски, которые компания может понести.
Представим некоторые примеры возможных рисков:
- неплатежеспособный контрагент;
- сделка которая нарушает закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и может привести к блокировке счетов;
- сделки без должной осмотрительности, повышающие налоговые риски;
- сделки с неправоспособным контрагентом.
Каков процесс внедрения системы комплаенс в организациях?
Перед тем как начать внедрение системы комплаенс, необходимо выявить проблемные участки организации. Для этого исследуются все аспекты ее деятельности, это бухгалтерский, юридический, управленческий и технологический. Далее создается документированная структура организации, показывающая как принимаются решения, двигаются активы, осуществляется учет этого движения, взаимодействуют структурные подразделения.
Когда вся структура и устройство бизнеса лежит как на ладони, тогда проще начать процесс оптимизации деятельности, выстроить здоровые отношения между подразделениями, определить проблемные участки.
Процесс внедрения системы комплаенс в организациях происходит по разному. При этом структура внедрения примерно такая:
- Принятие правового акта, указа о внедрении контроля соблюдения требований законодательства в компании.
- Выявление и составление списка проблемных зон.
- Привлечение экспертов — например, юристов или консалтинг. Они быстро нарабатывают опыт внедрения разных практик менеджмента в отрасли.
- Обеспечение полной осведомлённости сотрудников, которые имеют отношение к надлежащему исполнению предписаний.
- Назначение лиц, которые будут ответственны за контролем внедрения системы комплаенс.
- Незамедлительное устранение всех случаев, выходящих за рамки комплаенс.
- Разработка системы моментального оповещения о несоблюдении требований.
- Проведение проверок на систематической основе.
Что касается крупных компаний, зачастую ими создается отдел или служба, которая занимается вопросами комплаенс.
Таким образом, деятельность комплаенс-служб направлена на выявление и предупреждение бизнес-рисков, моментальное разрешение проблемных вопросов и контроль за соблюдением законодательных и этических норм. В общем и целом, комплаенс — это те правила, которые касаются вопросов сохранения репутации и активов бизнеса.