Раунды инвестиций: что такое и как это работает
Раундом принято называть этап финансирования проекта инвесторами. При делении на этапы учитывается стадия развития компании.
Для любой организации, которая ищет новую бизнес-модель (стартап), финансирование является фундаментом развития. Найти инвестора легко, но выстроить с ним правильно работу, чтобы он был заинтересован и захотел вложиться в ваш проект не так уж и просто это обусловлено сложностью процесса развития стартапа. В этом хорошо помогает разделение на раунды инвестирования.
Существуют следующие раунды инвестирования:
- Pre-seed;
- Seed-раунд;
- A, B, C, D;
- IPO.
Для чего нужно разделение на раунды?
Разделение на раунды необходимо для того, чтобы знать на каком этапе финансирования находится стартап это поможет выбрать правильную стратегию инвестирования. Также это поможет инвестору минимизировать свои риски и провести промежуточные результаты развития стартапа. Каждый раунд имеет определенные задачи и лимиты финансирования.
Разберем раунды инвестирования и их особенности.
Раундом принято называть этап финансирования проекта инвесторами. При делении на этапы учитывается стадия развития компании.
Венчурный капитал (англ. venture — рискованный, авантюрный) — капитал вкладчиков, предназначенный для финансирования новых, растущих или борющихся за место на рынке предприятий и фирм (стартапов) и поэтому сопряжённый с высокой или относительно высокой степенью риска. В отличие от классических инвестиций (предполагающих возврат средств) в модель венчурного финансирования заложена высоковероятная потеря вложений в каждую конкретную компанию, при этом прибыльность достигается за счёт высокой отдачи от наиболее удачных вложений.
Венчурные инвестиции обладают высокой степенью риска, так как только 10 % стартапов реализовываются и приносят большую прибыль.
Особенность венчурного инвестирования состоит в поиске стартапов, которые могут иметь огромный потенциал. И вложив в проект определенную сумму при взлете стартапа можно получить сумму в разы больше. Но это дело непредсказуемое и очень рискованное.
Бизнес-ангелы и их роль.
В роли бизнес-ангелов выступают частные инвесторы, которые вкладываются в стартапы на самых ранних стадиях. Целью вложений является получение материальной прибыли.
Основные отличительные черты бизнес-ангелов:
- для вложений используют собственные средства;
- отдают предпочтение проектам в инновационной сфере;
- инвестируют с расчетом получения максимальной прибыли от стоимости их доли, в случае успеха компании;
- осуществляют помощь компании на всем протяжении развития, активно участвуя в процессе и делясь своим опытом;
- доводят компанию до создания минимальной жизнеспособной версии продукта.
Pre-seed (предпосевной раунд)
Этап, когда у создателей существует только проект и идея. Соответственно, привлечь инвесторов на данном этапе почти невозможно, тогда в ход идут средства от FFF (family, friends, fools). То есть в качестве инвесторов могут выступать семья, друзья либо же те, кого заинтересовала идея. На этот этапе большинство проектов отсеиваются так и не успев реализоваться. Тем, кому хватило мотивации и денег удается создать прототип продукта и начать формирование команды. Далее проект вливается в венчурную экосистему и начинает взаимодействовать с инкубаторами или акселераторами. У создателей обычно появляется опытный ментор, который в последующем становится советником проекта.
Seed (посевной раунд)
Данный этап один из самых сложных, длинных и решительных. Деньги нужны для того, чтобы завершить разработку прототипа или довести его до требований рынка. Создатели занимаются тестированием бизнес-модели, в случае если она успешная, проект начинает набирать обороты тем самым привлекая интерес инвесторов. На данном этапе многие проекты, не получив успешного результата канут в небытие. Так как этап достаточно продолжительный и полон неопределенности, для многих наступает период называемый «долина смерти».
Основными проблемами этапа могут быть:
- неудачно выбранная бизнес-модель проекта;
- высокая конкуренция на рынке;
- неправильное распределение приоритетов в работе с проектом;
- отсутствие надлежащего финансирования.
Итогом данного раунда должен стать финальный релиз программы.
Раунд А (Объем финансирования от $ 500 000).
Раунд, когда стартап превращается в компанию, которая уже имеет рабочую бизнес-модель, своих клиентов, команду и опыт на рынке. Компания уже зарабатывает сама, а также на данном раунде инвесторы охотно вкладываются в проекты, так как самостоятельность и работоспособность проекта уже проверена на рынке.
Ежегодно на рынок выходят лишь единицы проектов, готовых к этому раунду, и за ними пристально следят инвесторы. На раунде А заканчиваются ранние этапы финансирования проектов.
Основные задачи раунда:
- закрепиться на рынке, имея постоянное серийное производство;
- организовать полноценную и квалифицированную команду.
Раунд В (Объем финансирования от $ 1 млн).
Раунд, на котором происходит масштабирование компании, она уже имеет собственный заработок, бизнес-ангелов, либо фонд в капитале компании. Размер конверсии определяют в том числе особенности рынка — компании достигают предела развития.
Основные задачи раунда:
- увеличение прибыли;
- освоение новых рынков деятельности;
- расширение охвата в выбранной сфере.
Раунды С, D и IPO
Раунд C (Объем финансирования может достигать $ 100 млн).
В этом раунде главной задачей является — достичь самоокупаемости компании. Ведь только на этой стадии стартап становится прибыльным, и компания может существовать самостоятельно.
Раунд D (Объем финансирования может достигать $ 100 млн).
Раунд, на котором компания может быть продана стратегическому инвестору или выйти на IPO.
На этих двух раундах компания фактически готовиться к IPO. Она твердо установилась на просторах рынка, отлично знает свою работу и потенциал. Также и инвесторам ясна картина и они готовы дать рыночную оценку компании. Публичное размещение акций — один из способов выйти из инвестиций.
Только малая часть стартапов способна пройти все раунды. Подобное деление на раунды инвестиций дает представление о том, по каким сценариям и с какой динамикой развиваются стартапы, т. к. для каждой стадии характерен свой диапазон оценок и свой тип инвестирования. Также деление на раунды помогает минимизировать риски и упорядочить процесс вложения.