preloader

Изменение процедуры проверок работодателей, имеющих в подчинении иностранных работников 

В настоящее время в мире происходят глобальные миграционные процессы.

В настоящее время в мире происходят глобальные миграционные процессы. Люди в поисках работы, комфортного проживания переезжают из одной точки мира в другую. С нынешними возможностями сделать это можно довольно быстро и комфортно. Казахстан как крупная страна в Центральной Азии не остался в стороне от этой тенденции.  

Таким образом только за первый квартал прошлого года в стране иностранных лиц, осуществляющих трудовую деятельность на территории РК насчитывается около 14 000 человек, в том числе выдано с начала 2023 года 3 790 разрешений на привлечение ИРС. 

По ВЭД привлечено иностранных работников в сферу строительства – 5 262 чел. (37,3%), горнодобывающую промышленность и разработку карьеров – 1 441 чел. (10%), в сельское, лесное и рыбное хозяйство – 1143 чел. (8%), профессиональная, научная и техническая деятельность – 979 чел. (7%), в обрабатывающую промышленность – 883 чел. (7%). 

Данное направление с каждым годом становится все более масштабным по количеству привлеченных иностранных лиц. Тем самым это влечет и ряд изменений в законодательстве по данным вопросам. Таким образом, президент Республики Казахстан подписал Закон № 82-VІIІ, направленный на дальнейшее совершенствование законодательства в сфере миграции населения.
Данным законом вносятся дополнения с июля 2024 года в Закон Республики Казахстан от 22.07.2011 г. «О миграции населения» в части проведения проверок по присутствию иностранцев и иностранной рабочий силы в Казахстане.  

Согласно Закону РК “О правовом положении иностранцев”, существуют категории иностранных работников.  

В целях определения порядка и условий выдачи и (или) продления разрешений на привлечения иностранной рабочей силы (далее – разрешение) устанавливаются следующие категории работникoв: 

  1. Первая категория – руководители и их заместители. 
  2. Вторая категория – руководители структурных подразделений, соответствующие квалификационным требованиям, установленным профессиональными стандартами, квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, типовыми квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций; 
  3. Третья категория – специалисты, соответствующие квалификационным требованиям, установленным профессиональными стандартами, квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, типовыми квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций; 
  4. Четвертая категория – квалифицированные рабочие, соответствующие квалификационным требованиям, установленным профессиональными стандартами, Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, тарифно-квалификационными характеристиками профессий рабочих. 

Теперь Органы внутренних дел могут осуществлять в пределах компетенции государственный контроль в области миграции населения.
В связи с этим Закон дополнят главой 11-1  Государственный контроль за соблюдением требований законодательства Республики Казахстан в области миграции населения
Государственный контроль за соблюдением требований законодательства Республики Казахстан в области миграции населения (далее – государственный контроль) осуществляется территориальными органами внутренних дел.
  Субъектами государственного контроля (далее – субъекты контроля) являются физические и юридические лица, принимающие иностранцев и лиц без гражданства и (или) использующие иностранную рабочую силу, предусмотренные настоящим Законом.
Государственный контроль проводится в форме внеплановых проверок.
Основаниями внеплановой проверки (далее – проверка), назначаемой руководителем территориального органа внутренних дел, являются: 

  • обращения физических и юридических лиц по конкретным фактам и обстоятельствам, свидетельствующим о незаконном пребывании иностранцев, лиц без гражданства, а также о гражданах Республики Казахстан, нарушающих законодательство Республики Казахстан в области миграции населения; 
  • требования прокурора; 
  • обращения государственных органов по конкретным фактам и обстоятельствам, свидетельствующим о незаконном пребывании иностранцев, лиц без гражданства, а также о гражданах Республики Казахстан, нарушающих законодательство Республики Казахстан в области миграции населения; 
  • поручения органа уголовного преследования по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан. 

 Должностное лицо (должностные лица) территориальных органов внутренних дел при проведении проверки имеет (имеют) право:
1) получать беспрепятственный доступ на территорию и в помещения субъекта (объекта) контроля в соответствии с предметом проверки при предъявлении документов;
2) получать документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проверки, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с предметом проверки и с соблюдением требований о государственных секретах и иной охраняемой законом Республики Казахстан тайне;
3) осуществлять аудио-, фото- и видеосъемку;
4) привлекать специалистов, консультантов и экспертов государственных органов, подведомственных и иных организаций.
Проверка проводится на основании акта о назначении проверки. 

Акт о назначении проверки составляется в двух экземплярах.
Срок проведения проверки устанавливается с учетом предмета проверки, а также объема предстоящих работ и не должен превышать семь рабочих дней.
Срок проведения проверки может быть продлен только один раз не более чем на пятнадцать рабочих дней только в случаях необходимости:
1) получения информации от государственных органов Республики Казахстан;
2) установления места нахождения лица, в отношении которого проводится проверка.
Продление срока проверки осуществляется решением руководителя территориального органа полиции.
           В случае выявления по итогам проверки административного или уголовного правонарушения в отношении субъекта контроля применяются меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях либо уголовным, уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан.
 

Посмотрите и другие статьи тоже
Мы стараемся держать вас в курсе последних бизнес-новостей