Маркетинг с минимальными затратами
«Когда вы слушаете потребителя, происходят удивительные вещи». Джонатан Милденхолл
Важность маркетинга
Что такое маркетинг? Согласно одному из определений, это «организация производства и сбыта продукции, основанная на изучении потребности рынка в товарах и услугах». Другое определение гласит, что в широком смысле маркетинг предназначен для «определения и удовлетворения человеческих и общественных потребностей».
Вот бизнесмен открывает компанию по производству каких –либо товаров (или услуг). Запустить ее он мог, основываясь на личных убеждениях, что товар/услуга будут пользоваться спросом. Однако более разумный подход рекомендует сначала изучить рынок – кто конкуренты, по каким ценам продают, какова потребность населения в данном продукте и так далее. То есть провести маркетинговые исследования.
Для начинающего предпринимателя данная задача иногда кажется затруднительной – надо найти хорошего маркетолога, предложить ему хороший гонорар. Усложняется задача тем, что хорошие маркетологи как правило без дела не сидят. Да и денег на гонорар у стартующего бизнеса обычно мало.
И что делать? А провести исследование самостоятельно! Тем более, что владелец бизнеса – заинтересованное лицо, которое будет увлеченно и дотошно изучать вопрос.
Источники информации для маркетинговых исследований
Нынешнее время, с обилием информации в интернете, позволяет изучать рынок, практически не отрываясь от офисного кресла. Конечно, желательно обладать некоторыми полезными навыками, чтобы проводить качественный сбор информации и ее последующую обработку. Но даже руководствуясь здравым смыслом и зная о некоторых бесплатных инструментах маркетинга, можно узнать многое, быстро и без финансовых затрат.
Источник №1
Самый простой и доступный источник информации маркетинговых исследований – это покупатели. Собирая статистику их покупок, можно легко получить нужные данные о:
— достоинствах и недостатках продукта
— конверсии (соотношении посетителей и покупателей)
— уровне продаж (средний размер чека, объем в месяц)
— какие клиенты приносят больше выручки
— какие клиенты приносят больше прибыли
— сезонности спроса
Зная эти данные и анализируя их, можно предпринимать более точные шаги по улучшению каждого из показателей.
Источник №2
Еще один простой и доступный источник информации маркетинговых исследований – записи разговоров с потенциальными и действующими клиентами. Здесь предприниматель может получить важную информацию, что на самом деле нужно клиентам, какие у них потребности и что в предлагаемых продуктах или услугах для них самое важное.
На основе этой информации можно сделать прекрасное позиционирование, то есть выстроить или подчеркнуть ряд особенностей, которые делают бизнес отличным от конкурентов, по-своему особенным.
В разговорах с клиентами рекомендуется просто фиксировать их слова и рассказывать им то же самое на их языке. Техническому исполнению может помочь установленный многоканальный телефон с функцией записи разговоров. Чем чаще слушать разговоры, тем лучше. Особенно в период, когда ведется активная рекламная кампания. Это позволит быстро реагировать и улучшать рекламные объявления.
Источник №3
Еще один источник информации маркетинговых исследований – формы обратной связи и письма на корпоративную почту. Поэтому в магазине/офисе/сайте, где происходит взаимодействие с покупателями, обязательно необходимо предоставлять данные об этих каналах взаимодействия.
Для удобства и простоты все больше предпринимателей используют whatsapp-чаты.
Стоит обязательно изучать полученные отзывы для улучшения качества продукта или обслуживания.
Сложнее это делать, где идет большой поток покупателей – например, розничный магазин или копировальный центр. В этом случае имеет смысл провести исследование типа тайный покупатель.
В бюджетном варианте можно привлечь родственников и друзей, предварительно проинструктировав их. Они вам потом расскажут об уровне сервиса или продавцов. Если же есть некоторые деньги, то можно нанять специальные компании – обычно они выставляют приемлемые ценники.
Информация о конкурентах
С конкурентами тоже все гораздо проще, чем представляется. Во-первых, у них должны быть сайты или хотя бы страницы в фейсбуке/инстаграме. На них можно найти массу информации.
Во-вторых, можно позвонить или написать конкуренту и узнать размеры его скидок и коммерческих предложений. Заодно будет получена информация об уровень обслуживания.
Что можно получить в результате? Очень много интересного: цены, условия скидок при оптовых закупках, как быстро отвечают, что отвечают, как отвечают. Необходимо все полученные данные свести в одну таблицу и затем провести работу, чтобы стать лучше.
Какие цели будут достигнуты?
Проделав рекомендованные исследования, бизнесмен получает массив важных данных:
— действия ближайших конкурентов
— уровень цен на рынке
— точки отстройки от конкурентов
— отношение покупателей к компании
— детали для улучшения товара/услуги
Развейте страхи
Поначалу может показаться, что вышеописанные действия – сложная работа, которую должен делать человек с соответствующей квалификацией. Но опыт многих бизнесменов показывает, что можно и самому, плюс в процессе дело оказывается весьма увлекательным.