Адаптация персонала
Под адаптацией сотрудника обычно понимают процесс приспособления нового сотрудника к работе в компании, привыкание к новым условиям труда.
Смена места работы в жизни человека – это всегда что-то волнующее, немного непонятное явление, своего рода выход из зоны комфорта, из тех условий к которым вы так привыкли. Если даже это перемены в лучшую сторону, то есть уход в более перспективную компанию либо на более перспективную должность, в любом случае эти перемены будут сопровождаться стрессом, что, в последующем может оказать влияние на эффективность деятельности и психологическое состояние человека.
Под адаптацией сотрудника обычно понимают процесс приспособления нового сотрудника к работе в компании, привыкание к новым условиям труда. Адаптация касается не только новеньких сотрудников, но и опытных специалистов. В процессе адаптации сотрудник приобретает новые навыки, проходит обучение, привыкает к организации рабочих процессов и тонкостям работы в новой компании.
С какими проблемами может столкнуться сотрудник на новом рабочем месте?
- иной подход к работе: даже если сотрудник устроился работать на равнозначную должность, здесь может быть другая система либо стратегия построения работы. Это может немного напугать сотрудника;
- новая система организации рабочего времени;
- новые обязанности, которые на прошлом рабочем месте сотрудник не выполнял.
- отсутствие друзей, знакомых, к которым можно без стеснения обратиться за помощью;
- нет контакта с начальствующим составом, что немного напрягает и сковывает сотрудника.
Главной задачей адаптации является погружение сотрудника в новое пространство в кратчайшее время и максимально безболезненно как для него, так и для коллектива.
Почему компания заинтересована в том, чтобы адаптация прошла быстро и положительно?
- уменьшение чувства стресса у нового работника, что способствует быстрому погружению в рабочий процесс;
- чем быстрее сотрудник интегрируется в рабочую среду, тем быстрее станет работать эффективно;
- соблюдение кадрового баланса: когда новый сотрудник не может долгое время адаптироваться в новом коллективе, тогда он может начать поиск нового рабочего места;
- снятие напряжения с коллектива, ведь пока отсутствует член команды его обязанности распределяются между ними;
- экономия времени непосредственного руководителя: адаптация по определенному алгоритму помогает разным отделам организации лучше взаимодействовать для погружения новичка в рабочую среду.
Какие существуют виды адаптации?
Изначально адаптация может быть:
- Первичной: если сотрудник впервые в жизни приступает к работе;
- Вторичной: когда у сотрудника уже есть трудовой опыт.
Если рассмотреть этот процесс более детально, можно выделить следующие виды адаптации:
- Социальная адаптация – погружение в социальную среду, принятие норм поведения, активное взаимодействие с этой средой.
- Производственная адаптация – работник в новой организации включается в непривычную организацию деятельности, усваивает новые правила и нормы труда;
- Профессиональная адаптация – сотрудник вливается в новую для себя сферу умений и навыков, освоения возможностей;
- Физиологическая адаптация – приспособление к новым условиям работы, графику, нагрузкам;
- Психологическая адаптация – построение отношений с коллективом и руководством.
- Организационная адаптация – изучение структуры механизма взаимодействия в организации.
Кто же поможет сотрудникам в адаптации на новом рабочем месте?
В современных крупных компаниях для адаптации сотрудников привлекают HR-специалиста, руководителя отдела либо корпоративного тренера. В маленьких компаниях познакомить нового специалиста с его обязанностями может непосредственный руководитель либо коллега, который работает в организации длительное время. В идеале, конечно, есть человек, который специализируется на данном виде деятельности.
Специалист по адаптации — это человек, контролирующий процесс адаптации в компании. Он может специализироваться на онбординге сотрудников или клиентов.
Основной обязанностью специалиста по адаптации сотрудников является помощь новым сотрудникам в адаптации к корпоративной культуре, рабочему графику, необходимым инструментам и системам и, конечно же, к работе. Помимо этого, данный специалист занимается оформлением документов при приеме на работу и ознакомлением сотрудников с политикой компании.
Современный подход к адаптации позволяют человеку быстрее и комфортнее привыкнуть к новому рабочему месту, обязанностям и коллективу. Для этого многие компании готовятся к данному процессу, привлекая заинтересованных лиц, выстраивая план адаптации.