preloader

Адаптация персонала

Под адаптацией сотрудника обычно понимают процесс приспособления нового сотрудника к работе в компании, привыкание к новым условиям труда.

Смена места работы в жизни человека – это всегда что-то волнующее, немного непонятное явление, своего рода выход из зоны комфорта, из тех условий к которым вы так привыкли. Если даже это перемены в лучшую сторону, то есть уход в более перспективную компанию либо на более перспективную должность, в любом случае эти перемены будут сопровождаться стрессом, что, в последующем может оказать влияние на эффективность деятельности и психологическое состояние человека.  

Под адаптацией сотрудника обычно понимают процесс приспособления нового сотрудника к работе в компании, привыкание к новым условиям труда. Адаптация касается не только новеньких сотрудников, но и опытных специалистов. В процессе адаптации сотрудник приобретает новые навыки, проходит обучение, привыкает к организации рабочих процессов и тонкостям работы в новой компании.  

С какими проблемами может столкнуться сотрудник на новом рабочем месте? 

  • иной подход к работе: даже если сотрудник устроился работать на равнозначную должность, здесь может быть другая система либо стратегия построения работы. Это может немного напугать сотрудника; 
  • новая система организации рабочего времени; 
  • новые обязанности, которые на прошлом рабочем месте сотрудник не выполнял. 
  • отсутствие друзей, знакомых, к которым можно без стеснения обратиться за помощью;  
  • нет контакта с начальствующим составом, что немного напрягает и сковывает сотрудника. 

Главной задачей адаптации является погружение сотрудника в новое пространство в кратчайшее время и максимально безболезненно как для него, так и для коллектива. 

Почему компания заинтересована в том, чтобы адаптация прошла быстро и положительно? 

  • уменьшение чувства стресса у нового работника, что способствует быстрому погружению в рабочий процесс; 
  • чем быстрее сотрудник интегрируется в рабочую среду, тем быстрее станет работать эффективно; 
  • соблюдение кадрового баланса: когда новый сотрудник не может долгое время адаптироваться в новом коллективе, тогда он может начать поиск нового рабочего места; 
  • снятие напряжения с коллектива, ведь пока отсутствует член команды его обязанности распределяются между ними; 
  • экономия времени непосредственного руководителя: адаптация по определенному алгоритму помогает разным отделам организации лучше взаимодействовать для погружения новичка в рабочую среду. 

Какие существуют виды адаптации? 

Изначально адаптация может быть: 

  • Первичной: если сотрудник впервые в жизни приступает к работе; 
  • Вторичной: когда у сотрудника уже есть трудовой опыт. 

Если рассмотреть этот процесс более детально, можно выделить следующие виды адаптации: 

  1. Социальная адаптация – погружение в социальную среду, принятие норм поведения, активное взаимодействие с этой средой.
  2. Производственная адаптацияработник в новой организации включается в непривычную организацию деятельности, усваивает новые правила и нормы труда; 
  3. Профессиональная адаптация сотрудник вливается в новую для себя сферу умений и навыков, освоения возможностей;
  4. Физиологическая адаптация – приспособление к новым условиям работы, графику, нагрузкам;
  5. Психологическая адаптация – построение отношений с коллективом и руководством.
  6. Организационная адаптация – изучение структуры механизма взаимодействия в организации. 

Кто же поможет сотрудникам в адаптации на новом рабочем месте? 

В современных крупных компаниях для адаптации сотрудников привлекают HR-специалиста, руководителя отдела либо корпоративного тренера. В маленьких компаниях познакомить нового специалиста с его обязанностями может непосредственный руководитель либо коллега, который работает в организации длительное время. В идеале, конечно, есть человек, который специализируется на данном виде деятельности.  

Специалист по адаптации — это человек, контролирующий процесс адаптации в компании. Он может специализироваться на онбординге сотрудников или клиентов.  

Основной обязанностью специалиста по адаптации сотрудников является помощь новым сотрудникам в адаптации к корпоративной культуре, рабочему графику, необходимым инструментам и системам и, конечно же, к работе. Помимо этого, данный специалист занимается оформлением документов при приеме на работу и ознакомлением сотрудников с политикой компании. 

Современный подход к адаптации позволяют человеку быстрее и комфортнее привыкнуть к новому рабочему месту, обязанностям и коллективу. Для этого многие компании готовятся к данному процессу, привлекая заинтересованных лиц, выстраивая план адаптации. 

 

Посмотрите и другие статьи тоже
Мы стараемся держать вас в курсе последних бизнес-новостей