Правильное определение цели — половина успеха.
Только наличие цели приносит жизни смысл и удовлетворение. Это способствует не только улучшению здоровья и долголетию, но также дает вам капельку оптимизма в тяжелое время.
Стив Джобс
Ставить перед собой цели — это важно. И не просто ставить, а ставить правильно. На самом деле, тут всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Постановка бизнес-целей — это один из самых эффективных методов работы, поскольку цели помогают вести предприятие в правильном направлении. Организация – это сложная система, в которой в один момент времени происходит множество процессов. Они могут идти параллельно или пересекаться, влиять друг на друга или даже быть взаимоисключающими. Основная функция менеджмента компании – направить все эти процессы, управлять ими так, чтобы работа происходила максимально эффективно. А это невозможно без определения целей, планирования действий по их достижению и постановки перед подчиненными конкретных задач.
Система постановки целей SMART появилась в 80-х годах прошлого века и очень быстро стала популярной. Сегодня она повсеместно используется в бизнесе, в управлении проектами, и, разумеется, в тайм-менеджменте. Что неудивительно: эта методика значительно облегчает процесс планирования, а сами планы делает более понятными и осуществимыми.
Метод SMART — это подход к постановке целей, который помогает выбрать формулировку желаемого результата, дает чувство направления и помогает организовать и достичь целей. SMART — это хорошо зарекомендовавший себя инструмент, который вы можете использовать для планирования и достижения своих целей. Хотя существует ряд интерпретаций значения аббревиатуры, наиболее распространенной является то, что цели должны быть Specific, Measurable, Achievable, Relevant и Time-bound.
Specific: Конкретный
Ваша цель должна быть сформулирована четко и конкретно. Цель должна задавать направление работы.
- Чего я хочу добиться?
- Почему эта цель важна?
Например: Увеличить персонал работников предприятия.
Measurable: Измеримый
Важно иметь измеримые цели, чтобы вы могли отслеживать свой прогресс и оставаться мотивированным.
- Как понять, что цель достигнута?
- Чтобы достигнуть цели над чем необходимо работать?
Например: Увеличить прибыль собственного предприятия на 15%
Achievable: Достижимый
Ваша цель также должна быть реалистичной и достижимой, так как реалистичность выполнения задачи влияет на мотивацию. Как делали это раньше другие?
- Как я могу достичь этой цели?
- Способны ли вы посвятить себя достижению цели?
Например: Увеличить прибыль собственного предприятия на 25% за счёт снижения себестоимости продукции, автоматизации ресурсоёмких операций и сокращения штата занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80% от текущего количества.
Relevant: Значимый
Действительно ли ваша цель важна для вас (требуется анализ вопроса – «Почему я этого хочу?»)
- Что произойдет, если цель не будет достигнута?
- Способны ли вы посвятить себя достижению цели?
Значимая цель отвечает «ДА» на следующие вопросы:
- Сейчас подходящее время?
- Подхожу ли я для достижения этой цели?
- Применима ли она в нынешних социально-экономических условиях?
Например: Cокращение штата занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80 %; не требует увольнения сотрудников; вместо экономии на сотрудниках, им можно предложить другие должности, где они смогут поднять выручку.
Time-bound: Ограниченный во времени
Цель должна быть ограничена по выполнению во времени, а значит должен быть определен финальный срок, превышение которого говорит о невыполнении цели.
Когда я должен достигнуть цели?
Например: К окончанию второго квартала следующего года увеличить прибыль собственного предприятия на 25 % за счет снижения себестоимости продукции, автоматизации ресурсоемких операций и сокращения штата занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80% от текущего количества.
Когда вы используете SMART, вы можете создавать четкие, достижимые и значимые цели, а также развивать мотивацию, план действий и поддержку, необходимые для их достижения.