Операционный менеджер и его роль в работе компании
Операционный менеджер — это руководитель, ответственный за планирование, координацию и контроль операций внутри организации с целью обеспечения эффективности и производительности бизнес-процессов.
Операционный менеджер — это руководитель, ответственный за планирование, координацию и контроль операций внутри организации с целью обеспечения эффективности и производительности бизнес-процессов.
Он отвечает за управление операционной деятельностью компании, включая производство, снабжение, логистику, качество продукции или услуг, управление запасами, обслуживание клиентов и другие операционные функции.
Операционные менеджеры нужны в любой отрасли — как в малом, так и в крупном бизнесе, поскольку бизнес-процессы есть во всех компаниях.
Операционные менеджеры нужны сейчас и будут востребованы в будущем. Они помогают компаниям оптимизировать процессы, адаптироваться к изменениям и оставаться конкурентоспособными.
Чем занимается операционный менеджер
Планирование производства. Операционный менеджер разрабатывает планы производства. План производства — это документ, в котором написано, какие товары будут произведены за установленный срок и какие ресурсы для этого нужны.
Управление запасами. Операционные менеджеры контролируют уровень запасов.
Управление качеством. Операционный менеджер разрабатывает стандарты качества и следит за тем, чтобы процессы и продукция соответствовали этим стандартам.
Непрерывное улучшение процессов. Операционные менеджеры исследуют и внедряют новые методы и технологии. Использование этих методов и технологий сокращает время выполнения задач и повышает эффективность процессов.
Управление рисками. Операционные менеджеры распознают потенциальные риски, разрабатывают стратегию управления ими и следят за тем, чтобы этой стратегии следовали.
Это основные задачи операционного менеджера. Кроме того, данный специалист также может:
- координировать поставки и логистику;
- планировать и управлять бюджетом операций;
- разрабатывать и внедрять стратегию улучшения операций;
- управлять командой;
- анализировать данные и мониторить производительность операций;
- разрабатывать стандарты безопасности и контролировать их соблюдение;
- согласовывать с другими отделами операционные процессы;
- управлять проектами;
- исследовать и применять новые технологии.
Основные элементы операционного менеджмента
Планирование. Считается важнейшим элементом любой системы управления. Основная цель планирования — минимизировать хаос, фактор неопределенности, который негативно влияет на финансовые показатели любого бизнеса.
Если у организации отсутствует четкий план на ближайший год, то непоследовательное управление производством может привести к плачевному результату. План помогает предугадать сложности, которые могут возникнуть в процессе деятельности всей организации.
При этом сам процесс планирования достаточно сложен и требует большого опыта и определенных навыков. Зачастую, чтобы его упростить менеджеры используют автоматизацию и технологии.
План — это не только список целей и задач. Создание плана включает в себя поиск и распределение ресурсов для производства, а также детальные расчеты разных финансовых показателей.
Еще один совет связан с основной задачей планирования — установкой реальных и достижимых целей производства. Обычно непросто найти золотую середину и спланировать производство так, чтобы обеспечить бесперебойность поставок ресурсов и при этом не перегрузить производственную линию.
Организация. Самый базовый и очевидный элемент операционного менеджмента. Само слово «менеджмент» или «управление» подразумевает структурирование и организацию процессов. В данном случае — основного производства.
В организацию входят такие задачи:
Грамотное распределение задач между всеми сотрудниками. Можно провести общее собрание или индивидуальную сессию с каждым сотрудником. В процессе общения постарайтесь понять его ключевые особенности, пожелания, сильные и слабые стороны. И далее наиболее эффективно распределите рабочие задачи и нагрузку между всеми членами команды.
Обеспечение доступа к актуальной информации. Каждый сотрудник должен быть осведомлен о целях, задачах компании, о текущих особенностях производства или учета. Проводите еженедельные встречи в каждом отделе и сообщайте актуальную информацию в чатах корпоративного мессенджера.
Мотивация. Сплоченная и заинтересованная команда приносит больше результата, что хорошо сказывается на производственной мощности бизнеса.
Мотивация помогает настроить всех членов команды на продуктивную работу, увеличить их вовлеченность и заинтересовать в достижении глобальных целей бизнеса. Подробнее про мотивацию мы писали в одной из наших статей.
При этом мотивировать можно по-разному. Существует не только финансовый вид мотивации, когда выплачиваются дополнительные бонусы к основной заработной плате. Мотивацией может стать карьерный рост, личностное развитие сотрудника и прокачка его профессиональных навыков.
Контроль. Важная часть операционного менеджмента, которая помогает следить за процессом работы и оценивать результаты. Контроль на самом деле не нацелен на поиск виновников, а скорее нужен для того, чтобы вовремя фиксировать отклонения в производственном процессе, анализировать и исправлять их.