Обязательное страхование работников в Казахстане
Страхование работника от несчастных случаев, согласно Закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» является одной из обязанностей работодателя.
Страхование работника от несчастных случаев, согласно Закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» является одной из обязанностей работодателя.
Если в компании имеются работники, осуществляющие свою деятельность по трудовому договору, даже если в штате всего один сотрудник, он подлежит обязательному страхованию от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей.
В любом бизнесе возможные несчастные случаи, происшествия. Когда компания сталкивается с подобным это выливается в огромного рода проблему. Во-первых, речь идет о жизни и здоровье сотрудника предприятия. Во-вторых, случай подобного рода, произошедший на предприятии влечет за собой очень много последствий, это проверки с уполномоченных органов на предмет соответствия техники безопасности, режимности объектов предприятия и т д. А если будет доказана вина работодателя, то еще и судебные разбирательства. Для того чтобы избежать таких проблем необходимо обязательное страхование работников.
Данный вид страхования является обязательным для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, вне зависимости от организационно-правой формы, с момента государственной регистрации.
Что такое страхование ответственности работодателя
Деятельность по страхованию работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей регулируется Законом РК «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей», а также Кодексом РК об административных правонарушениях. Данная норма действует с 2005 года, с момента вступления закона в силу. Но многие и до сих пор пренебрегают данной нормой закона.
На деле оформленная страховка позволяет возместить расходы сотрудника, если с ним что-то случится во время выполнения рабочих обязанностей, например, физическая травма, внезапное ухудшение здоровья, отравление, наступление инвалидности, профессиональное заболевание из-за тяжелых, вредных или опасных рабочих условий или смерть.
На каждого сотрудника, работающего согласно трудовому договору, заключается страховой договор сроком на 12 месяцев. Физические лица, выполняющие работы или оказывающие услуги по договорам ГПХ, работниками не являются. На них не оформляются договоры страхования. При заключении договора страхования уплачивается страховая премия. Размер страховой премии зависит от различных факторов: вида деятельности, наличия и класса профессионального риска, численности сотрудников и т.д. Если по инициативе работодателя заключен договор добровольного страхования работника, это не освобождает его от обязанности по заключению договора обязательного страхования.
Работодатель самостоятельно выбирает страховую организацию, с которой заключается договор страхования работников.
На кого по закону возложена обязанность по страхованию работника.
ИП и ТОО, которые имеют сотрудников согласно трудовому договору обязаны оформить страховку на всех работников. Даже если организация не имеет дохода, это не является условием для освобождения от обязанности страховать работника. Однако, если компания официально приостановила деятельность через кабинет налогоплательщика, то страховать сотрудников не обязательно.
Также страховка не нужна, если ИП работает без сотрудников. Индивидуальный предприниматель — это физическое лицо, которое работает от своего имени и не является самому себе работником.
А вот ТОО — это юридическое лицо, у которого есть как минимум один сотрудник, его директор. Поэтому любое ТОО обязательно должно иметь договор страхования.
Договор страхования является подушкой безопасности не только для работника, но и для самого работодателя. В случае происшествия на рабочем месте, в результате которого пострадал сотрудник, согласно страховому договору, компания возместит ему утраченный заработок и расходы на лечение. А в случае потери работоспособности сотрудник сможет получать выплаты от страховой компании ежемесячно до восстановления трудоспособности или достижения им пенсионного возраста.
Процедура страхования работника
Чтобы застраховать сотрудника, сначала нужно подать заявление на заключение договора страхования. Это можно сделать сразу при регистрации ИП или ТОО на egov.kz, или самостоятельно обратиться в страховую компанию.
Что нужно указать в заявлении:
- размер годового фонда оплаты труда — это сумма зарплат всех сотрудников за год;
- общее количество работников;
- ОКЭД — это код вида деятельности компании;
- класс профессионального риска.
Также потребуются документы о государственной регистрации, учредительные документы
Что нужно делать при наступлении страхового случая
В случае если с сотрудником произошел несчастный случай, работодатель должен:
- сообщить об этом в страховую компанию в течение 3 рабочих дней;
- организовать расследование обстоятельств несчастного случая с уполномоченным органом и страховой компанией;
- доказать страховой случай и убытки, возникшие из-за него;
- предоставить в страховую компанию документы и контактные данные сотрудника;
- заключить договор аннуитета на сотрудника или лицо, которое получит возмещение, в случае гибели сотрудника.
Договор аннуитета — это договор страхования, по которому страховая компания будет выплачивать сотруднику ежемесячные платежи, если вдруг сотрудник потеряет трудоспособность.
Так как обязанность страхования предписана действующим законодательством Республики Казахстан, это означает что проверка уполномоченных органов может произойти в любой момент
При проведении проверки, в случае если страхового договора не окажется, то на работодателя будет наложено административное наказание в виде штрафа:
- малый бизнес, нотариусы, судебные исполнители, некоммерческие организации и должностные лица — на 160 МРП (552 000 тенге в 2023 году);
- средний бизнес — 400 МРП (1 380 000 тенге в 2023 году);
- крупный бизнес — 1000 МРП (3 450 000 тенге в 2023 году).
Страхование ответственности работодателя является обязательной мерой в нынешней реальности. Так как речь идет не только о соблюдении норм закона, но и о материальной защищенности: предприниматель тратит небольшую сумму, но может рассчитывать на выплаты от страховой компании, если с сотрудником что-то случится.