Как правильно выбрать франшизу
От предложений, существующих на рынке, разбегаются глаза. Мы дадим основные рекомендации потенциальным франчайзи, как не попасться на франчайзинговые проекты-«пустышки», а также в различные мошеннические схемы.
Франчайзинговый бизнес стал более клиенториентированным. Пандемия внесла свои корректировки: некоторые точки закрылись, рынок немного просел, но предприниматели (франчайзи) нашли выход через цифровую трансформацию клиентского сервиса. Не стали исключением и франчайзеры (те, кто продает франшизу), предлагая франчайзи условия, намного лучше прежних, в том числе дополнительные сервисы, по сути, за те же деньги.
Рынок сегодня потихоньку восстанавливается, вводятся новые форматы, благодаря все той же цифровизации, прорисовываются интересные тренды. Хотя структура казахстанского франчайзинга практически не поменялась. По данным Казахстанской ассоциации франчайзинга, большую долю по-прежнему занимает сфера общественного питания, далее следуют сферы торговли и услуг. Франчайзи с интересом смотрят в регионы, открывая и развивая там свой бизнес.
Интерес к франчайзингу растет с каждым годом. Во-первых, философия данного способа организации бизнес-отношений проста: дублирование успеха бизнеса, который многим известен и доказал свою эффективность, бренд уже раскручен и находится «на устах», возможность начать дело не с нуля – что может быть лучше? Во-вторых, это менее рискованный вид бизнеса. При небольших вложениях раскрученное кем-то предприятие может приносить вполне стабильный доход в нестабильное время. И, наконец, это хороший инструмент для развития частного предпринимательства, который к тому же решает многие социальные и бизнес-задачи – способствует повышению занятости населения, прозрачности бизнеса и т. д. Но у франчайзинга существует также не мало минусов. Не бывает таких франшиз, которые полностью успешны, поэтому не стоит питать на этот счет больших иллюзий, к тому же франчайзи во многом зависимы от франчайзеров, с которыми необходимо порой согласовывать даже рекламные кампании.
Некоторые предприниматели рассматривают бизнес по франшизе как некое модное направление и стараются идти в ногу со временем. К сожалению, этим пользуются недобросовестные франчайзеры или вовсе мошенники, которые продают проекты-«пустышки» и «мусорные» франшизы.
Хайп и финансовые пирамиды
Бизнесмены, которые гонятся за быстрой прибылью, часто выбирают хайповые направления. Хайпом в самом начале пандемии были якобы усовершенствованные медицинские маски и антисептики по цене намного выше рыночных. Кто-то умудрялся продавать их даже по франшизе, но после того, как цены на эти товары были урегулированы, горе-франчайзи уже не могли реализовывать их по заявленной высокой стоимости и остались в убытке.
Рассмотрим распространенный пример обмана, связанный с франшизой. В популярных соцсетях запускается агрессивная реклама, направленная на активное привлечение людей в якобы уникальный онлайн-проект. Его автором является некий миллиардер, успешный бизнесмен, инвестор, который готов поделиться чудо-рекомендациями, как можно быстро разбогатеть. Он предлагает купить «франшизу» своего онлайн-проекта, подразумевая под этим денежные вложения, иногда просит привлечь других людей. В итоге выясняется, что автор этой идеи обычный пирамидостроитель, который попытается скрыться со всеми деньгами, в случае краха финпирамиды а все участники, которые передавали ему средства, останутся у разбитого корыта.
Запомните, легкие и быстрые деньги предлагают только мошенники, и только они гарантируют возврат инвестиций. Перед тем, как нести свои деньги в какой-то проект, нужно его досконально изучить, ознакомиться со всеми отзывами, уточнить наличие лицензии компании, навести всевозможные справки о ней и не терять бдительность. Кроме того, вы всегда можете получить консультацию у экспертов в сфере франчайзинга, заодно поинтересоваться деятельностью той или иной организации.
Кстати, не стоит путать хайп с трендом. Хайповая идея становится востребованной и находится на пике популярности в определенный момент времени, а трендовая держится несколько лет. К примеру, в тренде в 2020-2021 годах были еда на вынос, а также национальный фастфуд, и это останется популярным предложением еще не один год.
Никому ненужные франшизы
Их еще называют «пустышками» или фейками. Нечистоплотные франчайзеры нацелены на то, чтобы продать как можно больше «мусорных» или липовых франшиз, абсолютно не задумываясь о дальнейшем развитии своих бизнес-партнеров. Как правило, у таких франчайзеров нет бизнес-модели и раскрученного бренда. Они внушают франчайзи, что те могут без особых усилий открыть свою точку и получать высокий доход, а после реализации франшизы испаряются.
Здесь важно внимательно изучать договор, в частности условия покупки франшизы, обязательства франчайзера и другие пункты. Покажите договор юристу, не торопитесь ставить в нем свою подпись, чтобы потом не огрести последствий.
Сетевой бизнес
Доверие к сетевому бизнесу заметно снизилось, потому что он часто ассоциируется у людей с разводом. Все дело в том, что финансовые пирамиды маскируются под сетевиков, однако в основе финпирамид лежат деньги, а в основе сетевого бизнеса – конкретный товар, и в этом их ключевое отличие. Поэтому сетевики, дабы не отпугнуть потенциальных клиентов, предпочитают все же работать под прикрытием. В частности, они переименовывают себя во франчайзеров – согласитесь, что звучит модно и статусно.
Но сетевики не франчайзеры, это вообще диаметрально противоположный друг к другу бизнес, который имеет место быть.
Франчайзинг предоставляет предпринимателям, которые совершили разовую или регулярную оплату, возможность работать под определенным брендом. Между тем, как расширение сетевого бизнеса происходить за счет привлечения новых партнеров на бесплатной основе. Еще одно отличие –во франчайзинге расходы, как правило, несет франчайзи (открытие точки, расходы на оборудование и другое). А в сетевом бизнесе инвестиции минимальны или вовсе отсутствуют. Но все же франшиза дает более гарантированный способ получения денег.
Основные критерии надежного франчайзера
Если вы все же решили попробовать себя в качестве франчайзи, то обратите внимание на:
— информацию о своем франчайзи. Изучите историю компании, почитайте отзывы, но тут важно уметь отличать фейковые отзывы от реальных. Если франчайзи совсем молодая компания, то, возможно, они будут предлагать сырую бизнес-модель;
— добросовестность компании. В частности, проверьте франчайзера на юридическую чистоту. Тщательно изучите договор, проверьте наличие зарегистрированного товарного знака. Франчайзинг – прозрачный бизнес, и франчайзер заинтересован в общении со своим партнером-франчайзи, поэтому если от вас утаивается какая-то информация, это уже повод насторожиться.
— условия поддержки. Сотрудничество с франчайзером будет успешнее, если вам предложат хорошую франшизу, включающую как можно больше услуг в предложение и четкую бизнес-модель.