preloader

Предпринимательство с женским лицом

В новой статье рассмотрели главные особенности женщин-предпринимателей, в том числе какие преимущества они имеют и с какими проблемами им приходится сталкиваться в своей деятельности.

Если всего несколько десятков лет назад образ бизнесвумен, возглавляющей собственную компанию, казался в лучшем случае амбициозным, сегодня женщины-предприниматели не только признаны на рынке труда, но и открывают свои фирмы в рекордных количествах. Они разрабатывают лекарства, переворачивают медиаиндустрию, изобретают новые большие вещи и меняют постоянно развивающийся мир технологий.

Несмотря на тот факт, что в настоящее время женщины по праву являются признанными лидерами социальных направлений бизнеса (сфера услуг, образования, здравоохранения, красоты и прочие), гендерные распределения в предпринимательстве и границы уже стираются. Более того, все больше женщин занимают высокие позиции в крупных компаниях самых разных направлений.

Какие особенности мы можем выделить в настоящее время при описании женщин-предпринимателей?

  1. Они могут стать ключом к будущему экономики

Совершенно очевидно, что женщины-предприниматели вносят существенный вклад в развитие как мирового, так и отечественного бизнеса. Они способны существенно ускорить экономический рост, уверены исследователи в области финансовой политики. В данный момент деловые женщины являются жизненно важной частью процветания многих ведущих стран мира.

В Соединенных Штатах Америки, например фирмы, принадлежащие женщинам, растут более чем в два раза быстрее, чем все другие, вносят в экономику почти 3 триллиона долларов и непосредственно отвечают за создание 23 миллионов рабочих мест. В развивающихся государствах также увеличивается число женщин-предпринимателей – существует от 8 до 10 миллионов формальных малых и средних предприятий (МСП), в которых по крайней мере одна женщина-владелец. Что касается Казахстана, по данным 2020 года процент предприятий, возглавляемых женщинами, составил 28,3%. Большая часть из них также как и в других странах представлена субъектами малого и среднего предпринимательства, которые обеспечивают 31,4% рабочих мест в данном секторе и приблизительно 14,6% ВВП РК.

  1. Сегодня у них больше возможностей, чем когда-либо прежде

Некоторые эксперты утверждают, что сейчас мы находимся в разгаре так называемого «Золотого века» женского предпринимательства. Рыночные условия, доступ к разнообразным возможностям и готовность женщин окунуться в мир бизнеса – все это дает гарантию положительной динамики развития этого феномена.

В марте 2021 года министр национальной экономики РК Асет Иргалиев заявил, что уже в этом году будут открыты и начнут работать 17 Центров по развитию женского предпринимательства. Они призваны заниматься не только поддержкой предпринимателей, но и проводить исследовательские, маркетинговые, обучающие и другие мероприятия, направленные на популяризацию женского бизнеса. Также в марте компания Visa объявила о запуске программы She’s Next. Empowered by Visa в Центральной Азии для поддержки женщин в бизнесе, которые управляют, финансируют, развивают или только планируют начать собственный бизнес. Партнером выступил Финтех хаб Международного финансового центра «Астана», а в Казахстане программу поддержали Фонд устойчивого развития и поддержки женского предпринимательства (Атамекен совет деловых женщин), Ассоциация деловых женщин Казахстана, Бизнес-Ассоциация женщин-предпринимателей «Asia» по региону Центральной Азии.

По данным мониторинга государственных программ по поддержке бизнеса, доля женщин-предпринимателей, получающих финансовую поддержку от государства, составляет 32%. Это льготное банковское кредитование и предоставление грантов. Почти половина проектов (45%) нефинансовой поддержки реализуется с участием женщин-предпринимателей.

  1. Женщины преодолевают больше препятствий

Несмотря на улучшение условий для создания бизнеса, женщинам в современном мире приходится сталкиваться с большим количеством проблем. Доступ к финансам часто называют основным препятствием для роста предприятий под руководством женщин. Опрос аналитической компании Gallup World Poll показывает значительные различия в доступе к финансовым услугам для предприятий, принадлежащих мужчинам и женщинам, во многих странах.

Согласно последнему отчету Всемирного экономического форума о глобальном гендерном разрыве, системное отсутствие доступа к капиталу, кредитам, земельным ресурсам или финансовым продуктам не позволяет женщинам создавать компании. ВЭФ приходит к выводу, что женщины тратят как минимум в два раза больше времени на уход и волонтерскую работу во всех странах, где доступны данные. Мировые рынки упускают значительный потенциал экономического и социального роста. Поразительно то, что только в Великобритании можно было бы создать до 350 миллиардов долларов дохода, если бы женщины-предприниматели имели возможность начинать и развивать новые предприятия с той же скоростью, что и мужчины.

Проникновение женщин в крупный бизнес не носит пока массового характера в нашей стране: несмотря на позитивные тенденции, женское предпринимательство продолжает испытывать определенные трудности, связанные с социально-экономическими факторами. Массовому притоку женщин в бизнес мешают не только экономические и юридические барьеры, но и не изжитые предрассудки менталитета и предрассудки о готовности женщин быть на вторых ролях.

  1. На руководящих позициях они имеют больше преимуществ в лидерских качествах

Несмотря на стереотипы о слабом поле, согласно исследованию, проведенному Harvard Business Review, женщины занимают более высокие позиции по нескольким основным элементам лидерства, чем их коллеги-мужчины. Оно показало, что «на каждом уровне большее количество женщин оценивалось их коллегами, начальниками, непосредственными подчиненными и другими сотрудниками как лучшие лидеры в целом, чем их коллеги-мужчины – и чем выше уровень, тем шире этот разрыв. В частности, на всех уровнях женщины имеют более высокий рейтинг в 12 из 16 компетенций, обеспечивающих выдающееся лидерство. И две черты, в которых женщины в наибольшей степени превосходят мужчин – это инициативность и стремление к результату, которые долгое время считались сильными сторонами мужчин.

Подтверждает это недавний рейтинг самых перспективных топ-менеджеров CEO Next 2021 от Forbes, вышедший в июле этого года. 29 человек из 50 в нем оказались женщинами, демонстрируя высокий статус и доверие современного бизнеса к руководителям женского пола.

  1. Бизнесвумен меняют исконно «мужские» индустрии

Данные показали, что технологические корпорации, возглавляемые женщинами, более эффективны с точки зрения капитала, достигая в 35% более высокой рентабельности инвестиций. Компании, возглавляемые женщинами, также могут похвастаться высокими показателями венчурных сделок, доказывая, что инвесторы готовы финансировать технологическую компанию, возглавляемую женщинами. Даже несмотря на то, что исследование Boston Consulting Group и MassChallenge показывает, что стартапы, основанные женщинами, получают меньше инвестиций, они все же, как правило, более успешны, поскольку приносят больше доходов, чем их коллеги мужского пола.

Блестящая способность управлять капиталом означает, что в будущем, возможно, откроется дверь для большего числа женщин в сфере высоких технологий. Эти цифры обнадеживают желающих войти в отрасли, в которых когда-то преобладали только мужчины. К сожалению, во многих сферах, где присутствует мужское доминирование, до сих пор сохраняется скептицизм в отношении конкурентоспособности слабого пола, но цифры и статистика успехов женщин убедительно свидетельствуют об обратном.

Посмотрите и другие статьи тоже
Мы стараемся держать вас в курсе последних бизнес-новостей