Коммуникации с разными поколениями
Знание своей целевой аудитории дает возможность разговаривать с ней на «правильном языке»
Знание своей целевой аудитории дает возможность разговаривать с ней на «правильном языке», который подразумевает не только определенный лексикон, но и те ценности, которые характерны для каждого поколения.
Особенности поколений
В обыденной жизни мы нередко становимся свидетелями недопонимания между внуками и бабушками. Они вроде бы разговаривают на одном языке, но с большим трудом понимают друг друга. А иногда и совсем не понимают. Похожие сложности, пусть и в меньшей степени, встречаются даже между детьми и родителями. Дело в том, что каждое поколение имеет свои особенные «базовые настройки», и слабо connect-ится с устройствами нового поколения.
Недопонимания между поколениями можно сравнить с устройствами связи. По телеграфу можно передать информацию, но гораздо меньше, чем в разговоре по стационарному телефону. Зато стационарный телефон не принимает текстовые сообщения от кнопочного мобильника. А мобильник не может принять файлы и ссылки от смартфона. Таким образом, полноценный объем общения между поколениями сужается до голосовых разговоров.
Именно по этой причине неправильными выглядят коммуникации бизнеса, которые говорят не тем языком со своей аудиторией. Это похоже на то, как будто на кнопочный телефон хотят скинуть картинку или завязать длинный разговор по душам с поколением смартфонов.
А за счет чего формируются поколения? За счет эпохи, в которую они жили: крупные события, социальные модели накладывали примерно одинаковый отпечаток на людей одного возраста. В результате за счет схожего опыта у них сформировались схожие убеждения и модели поведения. В среднем одно поколение рождается в период 20-24 лет.
Далее мы приведем список поколений, особенности и ценности которых нужно учитывать при коммуникации с ними.
«Молчаливое поколение»
Людей, родившихся в период до окончания второй мировой войны, называют молчаливым поколением. Когда формировались их личности, в стране проходили сталинские репрессии и активное восстановление страны. Поэтому среди их ценностей преобладают терпение, соблюдение правил и законов, уважение к старшим по должности, преданность, честь.
Людей этого поколения осталось совсем немного.
«Бэби-бумеры»
На мировоззрение «бэби-бумеров» повлияла хрущевская оттепель, запуск Гагарина в космос, холодная война, бесплатная медицина, единая школьная программа. Это поколение развитого социализма и социального оптимизма.
«Бэби-бумеров» в отличие от предыдущего поколения уже интересует личный рост, забота о своем здоровье и материальные блага, но при этом им не чужд командный дух. Это поколение представляет особую ценность для маркетологов платной медицины. Многие представители этого поколения до сих пор работают (работающие пенсионеры), социально и экономически активны и являются активными потребителями.
Основные ценности: работа, общественная самореализация. Для них нет понятия «хочу», есть только «должен». Довольно общительное поколение: ему нравится разговаривать, но также нуждается в том, чтобы его выслушивали.
«Бэби-бумеры» пользуются традиционными СМИ – телевидением, печатной прессой. Интересуются политическими событиями. Предприниматели с широкой аудиторией не должны упускать из виду эту аудиторию.
«Странники»
Поколение, которое получило название «Х», родилось в период с 1964 по 1985 годы. Их детство было непростым, потому что на их детство выпали перемены в стране. Поэтому «странники» всегда готовы меняться, способны в обучении, технически подкованы, умеют анализировать информацию.
Их отличает прагматизм и желание «прогнуть под себя этот изменчивый мир».
Когда «поколение Х» подрастало, их родители были на работе, поэтому многие вещи они научились делать самостоятельно, при этом впитав в себя ответственность.
Главная ценность – семья, главное слово – «должен». Успешными среди них считаются те, кто имеет стабильную работу, свою квартиру, автомобиль. Поэтому многие из них стремятся обладать данным набором и зарабатывают на него деньги.
По примерным оценкам, в Казахстане данное поколение составляет около 30 процентов населения. Они не особо часто используют социальные сети, но в то же время любят делиться контентом, так как общественно активны.
Чтобы призвать их к действию, лучше использовать простые и понятные инструкции. Завоевав их доверие, можно быть уверенным, что они останутся самыми лояльными покупателями.
«Хипстеры»
«Поколение Y», которое еще называют «миллениалами», родилось в период с 1985 по 2004 годы. Их формирование прошло в лихие 90-е и нестабильные 00-е, когда в стране был дефицит и только формировалась независимость.
Смартфоны, подключенные к интернету, для них являются нормой. Им нравится посещать другие города, другие страны, для них свобода выбора и свобода передвижения – обыденные вещи. В отличие от странников более терпимы к альтернативным точкам зрения, поэтому не вступают в длительные споры. На замену слову «должен» пришло «хочу». Им важно иметь интересную работу, получать впечатления и иметь компанию друзей. Они довольно энергичны и открыты новому.
Именно «миллениалы» являются основными новаторами в работе и могут решать несколько задач одновременно. При этом они создают в коллективе позитивную атмосферу.
Собственное здоровье для «хипстеров» является важной величиной, поэтому они ходят в спортзалы, выступают с недовольством при загрязнении экологии.
Маркетологи считают «поколение Y» вдумчивым и любящим инновации. Однако, чтобы склонить их выбор в свою пользу, необходимо приложить немало усилий. Хорошо при этом помогают рекомендации друзей и близких людей.
Сведения о товарах могут почерпнуть в интернете, по ходу сравнив с конкурентами и посмотрев рейтинги.
Использование суперзвезд для получения их симпатии – не самый оптимальный результат, потому что «игреки» выросли во время, когда не было героев. Кумиры безусловно у них есть, но они сменяются.
«Родившиеся с гаджетом»
Последнее на данный момент – «поколение Z» (рожденные после 2004 года), которое еще называют домоседами. Им не так много лет, они еще не работают и участвуют в общественной жизни, но уже можно составить некоторые представления о том, чего от них ждать.
Основная их особенность – телефоны и планшеты, которые они держат в руках чуть ли не с рождения. Этот «магнит» удерживает их в стенах дома, где тепло и безопасно. Поэтому им важен собственный мир и окружающие близкие люди.
Психологи считают, что «хочу» они заменят на «не хочу». При поиске работы будут на первое место ставить ее интересность, не особо гонясь за деньгами и материальными ценностями. Это уже можно увидеть на подростках, предпочитающих одежду размером «оверсайз», простые в передвижении самокаты и отказ от подчеркивающих статус вещей.
Несмотря на толерантность к меньшинствам, они ценят семью.
Обилие льющейся рекламы выработало у них иммунитет на нее. А социальные сети развили клиповое мышление, когда информация должна быть преподнесена в максимально сжатом виде. И желательно визуально. Хорошо потребляют мемы. Контент для «зетов» должен также нести позитивный заряд.
Заключение
Предприниматель, знающий возрастной срез своей аудитории, обязательно должен учитывать ее особенности. Если товар рассчитан на несколько поколений, то обращение к каждому должно носить свой особенный характер.