Как получить отсрочку платежей по кредиту?
Эта информация актуальна для предпринимателей, пострадавших в результате чрезвычайного положения.
Эта информация актуальна для предпринимателей, пострадавших в результате чрезвычайного положения
В результате январских беспорядков в Казахстане пострадали многие предприятия, большая часть ущерба пришлась, конечно, на Алматы. Согласно последним данным, общий ущерб, нанесенный представителям отечественного бизнеса, превысил 100 млрд тенге. Не все предприниматели смогли в этот период внести платежи по своим кредитным обязательствам и могли выйти на просрочку.
На какие меры господдержки могут рассчитывать сегодня юрлица и куда им обращаться – рассмотрим эти вопросы подробнее.
Надо признать, что государство среагировало оперативно. Финрегулятор в лице Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка 10 января 2022 года утвердил Порядок предоставления отсрочки платежей по займам физических и юридических лиц, пострадавших в результате введения чрезвычайного положения. Это было сделано для того, чтобы предотвратить случаи возникновения просроченной задолженности по договорам банковского займа и микрокредита пострадавших предпринимателей и граждан.
Данный Порядок распространяется на банковские займы и микрокредиты, выданные кредитными организациями до 5 января 2022 года физическим и юридическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям. То есть все кредитные организации Казахстана, будь то банки второго уровня, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность (МФО, ломбарды, кредитные товарищества) предоставляют отсрочку платежей по кредиту с 5 января текущего года, на период, который определяется по согласованию с заемщиком. Но сначала кредитная организация в индивидуальном порядке оценивает финансовое состояние заемщика.
Что нужно сделать, чтобы получить отсрочку платежей по кредиту?
Для получения отсрочки вам, как заемщику, необходимо написать заявление в кредитную организацию. Заявление может быть написано в произвольной форме, главное – в нем нужно указать причину отсрочки платежей по кредиту, и обязательно приложить документы, подтверждающие ухудшение финансового состояния. Подать заявление нужно до 5 апреля 2022 года, рассматриваются они кредитными организациями в течение 10 рабочих дней.
Что удобно – заявление можно направить с помощью электронной почты, онлайн-системы «банк-клиент», интернет-ресурса, мобильного приложения, других средств связи, либо лично посетить отделение кредитной организации.
Что представляет собой отсрочка платежей по кредиту?
Отсрочка платежей по кредиту предоставляется путем установления нового графика платежей в виде равномерного распределения ранее отсроченных платежей до конца срока займа или увеличения срока займа на период отсрочки.
Либо кредитной организацией может быть предложен иной график в результате изменения условий договора банковского займа или микрокредита, в обязательном порядке согласованный с заемщиком.
При этом следует знать, что никакие дополнительные соглашения к договорам банковского займа или микрокредита, или договорам субсидирования или гарантирования подписывать не надо.
Что не вправе делать кредитор на период действия отсрочки платежей по кредиту?
— начислять и требовать уплаты неустойки (штрафов, пени) по договорам банковского займа и (или) микрокредита заемщика;
— осуществлять капитализацию (суммирование) начисленного и просроченного вознаграждения, неустойки (штрафа, пени) к сумме основного долга по договорам банковского займа и (или) микрокредита;
— взимать с заемщиков комиссии и иные платежи за рассмотрение заявления и изменение договоров банковского займа, микрокредита и (или) залога и иных связанных договоров.
Также на период отсрочки платежей по кредиту кредитная организация прекращает претензионно-исковую работу по данному заемщику и уведомление заемщика о необходимости погашения просроченной задолженности.
Что немаловажно, отсрочка платежей по кредиту на условиях, указанных в Порядке, не является основанием для ухудшения кредитной истории заемщика и предоставления негативной информации о заемщике в кредитные бюро.
Что делать, если кредитные организации откажутся рассматривать заявления или откажут в отсрочке?
В случае необоснованного отказа в предоставлении отсрочки, необходимо обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка, с приложением подтверждающих документов.
Финансовый регулятор на основании вашего обращения в рамках своих полномочий инициирует документальную проверку в отношении кредитора и после завершения проверочных мероприятий предоставит оценку его действий.
Для того, чтобы заемщики могли получить полную информацию с первых уст, и в случае дополнительных консультаций, при Агентстве функционирует call-центр по номеру: +7 727 237 1000. График работы: будние дни с 10.00 до 17.00 часов (обеденный перерыв с 13.00 – 14.30 часов).