preloader

Как обнаружить и ликвидировать воровство среди сотрудников

Воровство среди сотрудников – довольно распространенное явление. Чтобы минимизировать это зло, необходимо сначала классифицировать потенциальных расхитителей, а затем предпринять ряд мер.

Картина воровства

Наиболее склонными к воровству считаются те сотрудники, которые имеют доступ к материальным активам компании. Их «деятельность» несет три явных убытка. Во-первых, они сокращают доходы бизнеса, что в некоторых ситуациях ведет к убыточности предприятия с последующим закрытием.

Во-вторых, воровство косвенно влияет на доходы честных сотрудников.

В-третьих, ворующий сотрудник редко останавливается после парочки удачных «операций». Чаще он ставит дело на поток. А войдя во вкус, может увеличить свои аппетиты.

Чтобы почувствовать масштабы воровства, достаточно знать, что практически все точки быстрого питания завозят «сырье» с избытком: и для продажи, и для «своих замечательных» сотрудников. А супермаркеты, даже имея большой штат охранников и контролеров, все равно закладывают определенный процент потерь при инвентаризации.

Согласно теории автора книги «В вашем магазине мошенники» Кейта О’Брайена, 10-20% работников являются честными людьми, для которых воровство неприемлемо. Примерно такое же количество сотрудников используют любую возможность взять «то, что плохо лежит».

Остальные 60-80% — колеблющиеся. У них нет явной склонности тащить материальные ценности, но если рядом будут примеры, то и они могут пойти на кражу.

Виды ворующих сотрудников

  • «Мелкие несуны»

Такая категория работников руководствуется принципом «На работе ты не гость, унеси хотя бы гвоздь». Они легко присваивают канцелярские товары, бытовую химию, мелкую/списанную технику, даже общие продукты питания. Чаще всего такие потери неощутимы для компании, поэтому «несуны» чувствуют себя спокойно.

Опасность «несунов» заключается в том, что за ними начинают подражать «колеблющиеся» сотрудники. И тогда количество вынесенных товаров приобретает ощутимый объем. Кроме того, у «несунов» со временем разыгрывает аппетит и они готовы взять что-то более существенное.

  • «Похитители»

Эта категория ворует не то, что поможет дома сэкономить, а то, что поможет получить небольшую выгоду. Пропажа товаров особенно часто встречается в тех местах, где идет постоянный их поток. Наибольшее искушение испытывают на себе кладовщики, продавцы, водители-экспедиторы, кассиры.

Небольшими партиями товар выносится домой, затем продается по сниженной цене. При такой схеме можно легко накопить на хороший телефон, путевку за границу, на ремонт или даже автомобиль.

Трудность противоборства с такими работниками заключается в том, что сложно доказать их вину в полном объеме. Чаще всего за руку хватают при очередной попытке вынести очередную порцию товаров. Но за такое засудить не получится. Приходится просто увольняться.

  • «Бизнесмены»

Наиболее вредоносная и опасная категория воров. Они рассматривают хищения, как стабильную высокооплачиваемую работу, которую они выполняют с завидным упорством и изобретательностью. В свои схемы воровства «бизнесмены» не стесняются подключать других сотрудников, поставщиков, заказчиков. Обычно «бизнесмены» обладают некоторым положением в компании и имеют право подписи или печати.

Поймать такого довольно сложно, сложно также доказать преступность его действий.

Как нейтрализовать воров

  • Автоматизация

Один из лучших вариантов профилактики воровства – автоматизация процессов и фиксация всех действий. Чем больше товаров подвергается фиксации при прохождении различных стадий внутри компании, тем лучше. Кто купил, кто принял, кто вез, кто разгружал, кто продавал, кто считал – запись этих данных способна отпугнуть потенциального воришку.

  • Бюрократизация

Когда закупщик должен отчитаться перед бухгалтерией, уведомить руководителя, дать информацию продавцу, известить в письме владельца предприятия – это кажется ненужным дублированием одних и тех же действий. Однако именно в этом и заключается польза бюрократизации. Сотрудник ощущает на себе незримый контроль от нескольких коллег. Если один из них был невнимательным, то второй может заметить недостачу или просчет. Таким образом отпадает соблазн «отколупнуть» для себя.

  • Просветительская работа

Мало кто верит, что одними разговорами можно убедить сотрудника не воровать. Однако не стоит недооценивать данный инструмент. Правильно выстроенные месседжи от руководителя или отдела кадров могут дать крен в нужную сторону честности.

Воздействовать «просветительская работа» должна в первую очередь на колеблющихся сотрудников. Они еще не решили: воровать или нет. Поэтому важно опередить в их головах тех, кто будет показывать пример воровства. Надо рассказать об ответственности, об наказаниях, о последствиях воровства, чтобы люди осознали риски.

Однако в такой работе важно не перегнуть палку. Не стоит повторять неудачные подозрения наподобие следующего:

«Уважаемые сотрудники! На нашем предприятии воруют! Пока не будут найдены и обезврежены похитители, подозревать будем каждого. Администрация».

Правильнее было бы написать:

«Коллеги! В нашем коллективе есть люди, которые выносят материальные ценности, тем самым отбирая у всех остальных часть заработной платы. Эти похитители подрывают веру друг в друга и разрушают наш рабочий коллектив. Просим вас, если вы заметили, что кто-то ворует сырье, оборудование либо готовую продукцию, — сообщите в службу безопасности, помогите родному предприятию!»

  • Подбор персонала

Отсев воров можно произвести еще на стадии приема на работу. Для этого проверить склонность человека ко лжи либо психологическими тестами, либо рекомендациями с предыдущих мест работы.

Заключение

При выявлении воришки нет оптимального плана действий. С одной стороны нужно дать сигнал всем остальным, что воровство будет беспощадно наказываться. С другой – сотрудник мог подпасть под влияние «закоренелого коллеги», и его публичный разнос покажет несостоятельность системы контроля и несправедливость наказания. По каждому случаю лучше разобраться в причинах и принять индивидуальное решение.

Посмотрите и другие статьи тоже
Мы стараемся держать вас в курсе последних бизнес-новостей