Креативная индустрия
Креативная индустрия сегодня является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики.
Креативная индустрия (Креативная экономика или экономика знаний) — особый сектор экономики, основанный на продаже товаров и услуг, являющихся результатом интеллектуальной деятельности. Также данный сектор называют экономикой знаний. В нём пересекаются искусство, культура, бизнес и технологии. Развитие технологий и инноваций играет огромную роль в уровне продвижения данного сектора.
Мнение, что на творчестве нельзя заработать, давно является устаревшим. Только по итогам 2021 года объем рынка креативных индустрий в мире составляет около 104,2 млрд долларов, а капитализация превышает 2 трлн долларов. Что касается нашей страны, здесь креативные индустрии обладают очень высоким экономическим потенциалом. Отмечается высокая производительность и доходность, а также спрос на рабочие места. Товары и услуги креативных индустрий Казахстана могут иметь высокий спрос за рубежом.
Откуда берет свое начало понятие креативная индустрия?
Сам термин «креативные индустрии» появился в 1994 г. в Австралии с выпуском доклада «Creative Nation».
Слово «креатив» происходит из латинского языка: «creatio» – сотворение, создание. В русском языке слово «креатив» закрепилось и имело обозначение «креативный» и «творческий».
В 1998 году был опубликован первый крупный доклад «Creative Industries Mapping Document», посвященный измерению влияния креативных отраслей на британскую экономику, в котором было дано определение 13 секторов креативных индустрий. Тогда же на данную отрасль обратили внимание политики, государственные власти взяли курс на изучение вклада креативности в экономику своих стран. После чего начали регулярно публиковать экономические оценки креативных секторов, их валовой стоимости, проводить сопоставления в соответствии с официальными кодами стандартной отраслевой классификации (SIC) и кодами стандартной профессиональной классификации (SOC), используемыми большинством стран при построении национальных счетов.
Статус креативной индустрии в Казахстане
Что же касается Казахстана, первые упоминания о креативной индустрии было приблизительно в 1990 годах. Тогда данная отрасль была развита односторонне, лишь в сфере изобразительного искусства. Обусловлено это было открытием первых казахстанских частных художественных галерей «Тенгри-Умай» и «ARK», а также проведением ряда международных выставок.
На сегодняшний день деятельность креативной индустрии развивается стремительными темпами. Все больше инвестиций и мирового внимания уделяется данному сектору. Отсюда и возникает большой спрос у современных талантливых деятелей искусства. Данный фактор стоит во главе угла и у Главы государства Касым-Жомарт Токаева, который в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны», выделил значимость развития креативной индустрии, а также поручил проработать вопрос нормативно-правового регулирования креативной экономики.
Так 30 ноября 2021 года постановлением Правительства Республики Казахстан была принята “Концепция развития креативных индустрий на 2021–2025 годы”. В качестве главной задачи можно определить: полноценное обеспечение занятости креативной и образованной части молодёжи через появление новых крупных отечественных высокотехнологичных компаний и создание рабочих мест за счет развития технологического и венчурного предпринимательства. Что в последующем заложит прочный фундамент для планомерного и всецелого развития отрасли креативных индустрий в Казахстане.
Также согласно Концепции, целевым индикатором определено:
- увеличение вклада креативных индустрий в экономику Казахстана до 5% в 2025 году;
- увеличение занятости в креативных индустриях до 4 %;
- рост количества субъектов МСП в креативных индустриях в 1,5 раза.
Несмотря, на новизну для нашей страны, данный сектор имеет огромный экспортный потенциал и вполне может быть использован для формирования и укрепления позитивного имиджа страны. В настоящее время рынок креативных индустрий динамично развивается, в основном, за счет двух главных мегаполисов страны – Алматы и Астаны.
16 ноября 2022 года Глава государства встретился с молодыми предпринимателями, представителями креативных индустрий в Алматы. Где предприниматели рассказали какие стартап-проекты реализуются в мегаполисе, насколько выгодно применять искусственный интеллект в бизнесе.
“Я очень рад, что Казахстан вышел на передовые позиции в области креативной индустрии. О Казахстане с этой позиции заговорили в положительном плане. В этом большая заслуга тех, кто здесь присутствует, я от всей души приветствую вас” – сказал Глава государства, обратившись к предпринимателям.
Что относится к понятию креативные индустрии?
Стоит отметить, что главной особенностью данного сектора экономики является работа с объектами интеллектуальной собственности.
К креативным индустриям относятся сектора экономики, сырьем которых являются воображение, творчество и интеллектуальный капитал.
Также к креативным индустриям можно отнести цифровой сектор, профессиональную, научную и техническую деятельность, сектор информации и связи.
Если рассматривать международную практику креативных индустрий, то согласно положению ООН к креативным индустриям относятся 14 направлений: дизайн, искусство, мода, кино, музыка, медиа, компьютерная графика, образование и другие направления, основанные на интеллектуальной деятельности.
На основании общего классификатора видов экономической деятельности предлагается относить к креативным индустриям виды деятельности, которые напрямую или косвенно связаны с классическим пониманием культуры и искусства по следующим секциям: обрабатывающая промышленность, информация и связь, профессиональная, научная и техническая деятельность, искусство, развлечения и отдых.
На сегодняшний день бытует мнение о том, что Алматы является центром креатива не только Казахстана, но и Центральной Азии. В городе преобладает количество профессионалов разных сфер деятельности в том числе киноиндустрии, музыки и современного искусства. Также согласно Концепции развития креативных индустрий, Алматы, Астана и Шымкент – являются тремя приоритетными городами с наиболее высокой концентрацией юридических и физических лиц в сфере креатива.
На период 2021 года только в Алматы зарегистрировано более 23 тысяч субъектов бизнеса, которые относятся к креативной индустрии, которые выплатили 5,3 миллиарда тенге в счет налогов.
Креативные индустрии можно считать быстро развивающимся и безграничным глобальным сектором, который способствует улучшению социальных отношений, разнообразию экономической и культурной деятельностей и развитию как отдельной личности, так и населения. Данная отрасль подает большие надежды на создание новой модели экономического роста.