preloader

Что такое Agile и как он используется в бизнесе?

Первая задача молодого предпринимателя – оставить в живых свой бизнес. А вторая, когда начнется стабильность и расширение объемов, — не дать ему закостенеть в формальностях

Первая задача молодого предпринимателя – оставить в живых свой бизнес. А вторая, когда начнется стабильность и расширение объемов, — не дать ему закостенеть в формальностях. В качестве средства «оживления» некоторые бизнес-тренеры прописывают аgile (произносится как «эджайл»), который имеет художественный перевод «живая вода».

Agile – это …

Чтобы объяснить принцип agile, нужно сначала понять, какие сложности он помогает предотвратить. В самом начале появления бизнеса собирается небольшая команда «заряженных людей», которые имеют общие цели. Их общение носит неформальный характер, потому что единственное и самое важное – завоевать рынок, найти своего потребителя (и желательно с минимальными расходами). У этого коллектива должности носят условный характер, потому что в любой момент можно обратиться к другому члену команды за помощью и попросить что-либо сделать.

Наступает следующий этап. Компания закрепилась на рынке, продукт/услуга успешно сбываются, появляется необходимость в наборе новых сотрудников. Приходящие сотрудники становятся более узкоспециализированными, а группа основателей занимает директорские кресла, немного отдаляясь от рабочих процессов.

«Когда в компании появляются отделы, а между ними – двери с надписями, значит, пора задумываться об аgile. Если в бизнесе работает меньше 10–15 человек, то, скорее всего, эта история – не для вас. Когда численность растет и структура предприятия усложняется, тогда это становится актуально», — считает бизнес-тренер Павел Колосков.

Основным «злом», которое старается разрушить аgile, является строго иерархическая система управления, которая особенно четко прослеживается в крупных компаниях. Сначала идут главные руководители, потом средние руководители, потом исполнители разных отделов. А то и еще несколько ступеней.

Каждый отдел функционирует отдельно от другого. И если вдруг маркетологу нужна информация от бухгалтера, то приходится обращаться к своему руководителю, чтобы тот договорился с главбухом, и потом как-нибудь сведут с нужным человеком.

Бухгалтер и маркетолог могут, конечно, и без разрешений пообщаться, но чаще всего такие горизонтальные связи носят неформальный характер и не влияют на принятия решений и изменения. Поэтому нововведения при таких схемах принимаются достаточно долго и со скрежетом.

А как построить гибкие, эффективные связи – этим как раз и занимается agile.

Суть agile

Главная задача эджайл – выстроить живые связи, которые отвечали бы сути принципа. А принцип заключается в том, что открытое обсуждение гораздо важнее соблюдения формальных процедур и заполнения форм. Также важна нацеленность на результат, которая приведет к удовлетворению пожеланий покупателя/потребителя.

Как работает agile

Для выстраивания живой команды в эджайл существует несколько методологий. Одна из них называется Scrum и подразумевает следующие шаги:

  1. Определить владельца продукта. Это должен быть тот человек, который четко представляет, как в конечном итоге должен выглядеть продукт.
  2. Подобрать команду. Для достижения цели подбирается группа сотрудников от 3 до 10 человек, которые обладают всеми необходимыми навыками, чтобы разработать продукт.
  3. Назначить ответственного. В его задачи входит мониторить деятельность, скорость продвижения, оказывать помощь при возникновении препятствий.
  4. Прописать все трудности. Выписать в отдельном месте все возможные препятствия для достижения цели, а также ранжировать их по степени важности и сложности.
  5. От владельца продукта требуется, чтобы он четко обозначил все свои пожелания. Затем команда критически их оценит и даст представление сколько времени и затрат необходимо для выполнения заявленных пожеланий.
  6. Весь объем работы необходимо разделить на отрезки времени (1-2 недели), во время которых команда фокусируется на решении текущих локальных задач
  7. Коротки быстрые планерки, точнее даже обсуждения того, что нужно было сделать, какой план дел на ближайший день и как решать возникшие по ходу дела сложности.
  8. По окончании выбранных отрезков времени (1-2 недели) проводить встречу с демонстрацией достижений и обсуждением лучших практик и неправильных действий.

Таким набором действий искусственно создается атмосфера стартапа, который отличается компактностью, открытостью, гибкостью и поиском наиболее рационального решения.

Результаты agile

Выстроив работу команды по принципу agile работодатель получает.

  • повышенную производительность труда за счет того, что сотрудники не тратят время на формальные обращения, переписки, ожидания ответов.
  • увеличивается скорость появления и разработки продуктов.
  • показатели доходности и прибыльности увеличиваются благодаря улучшению эффективности труда.
  • увеличивается лояльность покупателей, так как они получают новый качественный продукт, во время разработки которого, кстати, мнение самих покупателей учитывается и влияет на развитие продукта.
  • повышается мотивация персонала, так как слаженный эффективный труд всегда приносит удовольствие.

В качестве сравнения бизнес-тренер Павел Колосков приводит механические часы. Они хороши, но если кинуть их с окна второго этажа, то они сломаются. Если же из окна выпадет человек, то даже в случае повреждения его организм восстановится. В этом и заключается основное отличие agile – в жизнеспособности.

Посмотрите и другие статьи тоже
Мы стараемся держать вас в курсе последних бизнес-новостей