Как спланировать создание MVP
Ваш будущий продукт не принесет вам прибыли, если он не будет пользоваться спросом. Но как заранее определить, нужен ли товар кому-то? Вам поможет концепция MVP.
MVP означает минимально жизнеспособный продукт. Термин был введен соучредителем и президентом консалтинговой фирмы SyncDev Фрэнком Робинсоном в 2001 году. Но главным популяризатором понятия в мире стал Эрих Рис, американский предприниматель, пионер движения «Бережливый стартап», известный блогер в сфере бизнеса в области высоких технологий. Он сформулировал значение MVP следующим образом:
«Минимально жизнеспособный продукт – это та версия нового продукта, которую команда использует для сбора максимального количества подтвержденных сведений о клиентах с наименьшими усилиями».
На практике концепция выглядит просто: компания запускает на рынок готовый продукт и стремится собрать как можно больше мнений своих пользователей. Хитрость в том, что минимально жизнеспособный продукт выполняет основную функцию, но не обладает всем разнообразием дополнительных функций, изначально задуманных командой.
Почему работает эта концепция? Потому что нет смысла тратить бюджет на вторичные улучшения продукта, если ключевая функция не работает должным образом или не отвечает потребностям пользователей. Чтобы понять, сколько денег вы можете сэкономить, применив MVP, достаточно иметь в виду, что более 45% функций всех ИТ-продуктов никогда даже не открываются большинством их пользователей.
Поскольку MVP помогает проверить гипотезу стартапа, тратя как можно меньше денег и времени, есть 3 варианта, с которыми вы можете столкнуться после запуска:
– Если гипотеза полностью верна и продукт нужен людям, разработка продолжается.
– Если гипотеза верна лишь частично, отзывы клиентов помогают изменить и уточнить идею стартапа.
– Если гипотеза опровержена, то хотя бы 90% средств, выделенных на полную реализацию, компания сохранила.
Есть несколько условий, которые вам необходимо выполнить, чтобы создать свой MVP:
– Ваша гипотеза стартапа должна быть четко сформулирована. Пример: «мы доставляем еду из ресторанов в офисы», «помогаем людям покупать билеты в Интернете».
– Вам необходимо знать критерии жизнеспособности вашего продукта. Пример: если вы собираетесь запустить сеть кинотеатров, вам необходимо иметь хотя бы один оборудованный кинозал, один фильм и одну кассу.
– У вас должна быть техническая возможность создать MVP и как можно скорее запустить его на рынок.
– Вам нужно найти первых пользователей для сбора отзывов, а затем проанализировать данные и определить, стоит ли развивать вашу идею.
Реализация MVP – не разовая акция. Используя методику, вы можете бесконечно проверять гипотезы и определять ближайший план развития вашего бизнеса. Три ключевых преимущества, которые дает вам MVP, – это экономия бюджета, возможность оптимизации, ребрендинга или даже радикального изменения продукта до финальной стадии запуска и первая клиентская база.
В чем разница между MVP и прототипом?
Создание прототипов – неотъемлемая часть дизайна продукта. MVP подразумевает под собой продукт, поэтому для его дизайна требуется прототип. Несмотря на это, концепции прототипа и MVP иногда ошибочно считаются одинаковыми. Но прототип – это простая визуализация будущего продукта, необходимая для дальнейшей разработки и производства продукта.
Прототипирование используют те команды, которые собираются запускать MVP, а также те, кто решает выпустить полностью готовый продукт. У продукта может быть много прототипов. Основная задача прототипа – визуализировать сервис или дать как можно больше примеров воплощения будущего продукта. На основе выбранного образца создается конечный продукт (или MVP). В отличие от минимально жизнеспособного продукта, который предназначен для обслуживания реальных потребителей, прототип создается для внутреннего использования или для представления инвесторам.
Как правильно построить MVP
Создание MVP состоит из 5 шагов. Обратите внимание, что последний шаг не означает конец разработки. Циклы проверки гипотез можно повторять бесконечно, пока вы не получите идеальный продукт, который полностью удовлетворит и вас, и ваших клиентов.
Шаг 1. Изучите клиентов и рынок
Узнайте, соответствует ли ваша основная идея потребностям тех, кому вы планируете продавать свой продукт. Здесь будут полезны полевые исследования, аналитика рынка и опросы фокус-групп. Если вы выбираете конкурентную среду – определите уникальность вашего продукта.
Шаг 2. Определите свою идею
Ваш MVP должен выполнять важную функцию. В чем она состоит? На этом этапе определитесь с ключевыми характеристиками вашего продукта. Начните с потребительской ценности и конкурентных преимуществ.
Шаг 3. Сформируйте прототип и пользовательский поток
Выберите форму для своей идеи. Не забывайте: дизайн должен определяться удобством пользователя. Рассмотрите лучший и самый дешевый (с меньшими финансовыми затратами на второстепенные функции) способ представить пользователю основную функцию. Подумайте о способах оплаты и источниках отзывов. Работайте с прототипами, выбирайте лучший и реализуйте его. Обратите внимание, что акцент MVP всегда должен быть на одной ключевой функции.
Шаг 4. Создайте MVP
Это самый длительный процесс из всех упомянутых. Используйте выбранный прототип и соблюдайте сроки.
Шаг 5. Соберите отзывы
Когда вы вывели MVP на рынок, постарайтесь его продвигать. Помните, что мгновенная прибыль – не ваша цель. Вам необходимо выяснить, как пользователи реагируют на ваш продукт, готовы ли они платить вам или нет, и понятны ли им особенности продукта. Чтобы ответить на эти вопросы, интегрируйте аналитику в продукт, отслеживайте количество реакций и собирайте отзывы. Когда у вас будет критический объем данных, соберите команду и определитесь с дальнейшим развитием проекта.
Примеры успешных минимально жизнеспособных продуктов
Вы вряд ли найдете сегодня хоть один продукт, который был выпущен в лучшем виде и сразу стал хитом продаж на рынке. По данным Forbes, 9 и 10 стартапов терпят крах после первого инвестиционного раунда. Подход MVP позволяет инвесторам не терять все свои деньги и энтузиазм. Каждый продукт – это бесконечное стремление к совершенству. Однако есть примеры оглушительного успеха первого MVP.
Airbnb
История этой службы аренды без посредников – классический пример использования MVP в то время, когда этот подход еще не был настолько распространен. В 2008 году Брайан Чески и Джо Геббиа создали простой сайт, предлагающий снять свою квартиру-лофт в Сан-Франциско. Его посетители имели возможность ознакомиться с фотографиями квартиры и забронировать ее на желаемый период времени. Идея возникла не случайно: тогда в Сан-Франциско предполагалось провести большую дизайнерскую конференцию. Идея нашла огромный отклик, и вскоре MVP стартапа превратился во всемирную службу с тысячами сотрудников.
Spotify
Как Spotify удалось получить контракты с крупными музыкальными лейблами всего за несколько месяцев? Секрет в убедительных отзывах MVP. В 2007 году был запущен MVP всемирно известного сервиса потоковой музыки для закрытой группы пользователей Windows. Получив данные о значительном количестве первых клиентов, основатели Spotify могли легко доказать всем, что сервис принесет огромный доход. Их ожидания оправдались. Сегодня сервис получает абонентскую плату от более 165 миллионов premium-пользователей.
Uber
Философия Uber не изменилась с момента запуска MVP в 2009 году. Первая версия сервиса позволяла пользователям находить ближайшее такси, не вызывая специальную службу, и оплачивать поездку, не вынимая кошелек из кармана. Несмотря на то, что Uber всегда имел форму приложения, в его базовый набор функций не входили прямые вызовы водителей, совместное использование геолокации клиента и выбор категории автомобиля. Идея, представленная компанией в MVP, оказалась настолько революционной, что вызвала серию забастовок, но Uber одержал победу. Услуга стала доступна в сотнях городов по всему миру.
Таким образом, если вы хотите увеличить шансы своего бизнеса на долгую и прибыльную жизнь, то MVP – это именно то, что вам нужно. Подход позволяет сэкономить, отказавшись от нежизнеспособных стартап-идей. Это также поможет вам вовремя улучшить продукт и собрать клиентскую базу данных до его полного запуска. Хотя концепция стала популярной благодаря случаям разработки программного обеспечения, она одинаково хорошо работает для любых продуктов, дизайна и маркетинга.