preloader

MVP – проверка, чтобы не рисковать

Есть предприниматели, выбирающие стандартный путь – они запускают те товары или услуги, которые уже есть рынке. Пекарни, салоны красоты, ремонт авто, магазины одежды и прочее. А есть те, кто жаждет ворваться на рынок с новым продуктом/услугой, покорить сердца покупателей и заработать миллионы.

Ровно было на бумаге

Зачастую предприниматель настолько «влюблен» в свой продукт, что не способен объективно оценивать потребность аудитории в нем и, как следствие, дальнейший спрос. Например, предпринимателю из Атырау пришла идея делать пельмени с семгой. Он считает, что они полезнее традиционных пельменей, что сырья достаточно, что платежеспособный спрос имеется – все факторы для успешного завоевания рынка.

Предприниматель берет в аренду цех, нанимает рабочих, тратит деньги на дизайн упаковки, заключает договор с компанией по доставке товара в магазины, и в определенный день с шумной рекламой запускает продажи!

А спрос низкий. Не «зашел» товар жителям. Не нравится им рыба в пельменях.

И теряет предприниматель большое количество денег, которые инвестировал в предприятие.

А что нужно было сделать?

Больших потерь можно было избежать, если бы предприниматель попробовал продать сначала небольшую партию своего продукта. Для этого не нужно было бы арендовать цех и договариваться о поставках. Достаточно было бы закупить немного рыбы и нанять на недолгий срок лепщиков. И попробовать продать пробную партию. Она и показала бы, имеется ли интерес у населения к подобному продукту. И в случае провала финансовые потери были бы минимальными.

Такой тестовый, не доведенный до совершенства продукт, называется MVP (minimum viable product) минимальный жизнеспособный продукт. В случае с пельменями «несовершенность» крылась бы в простом дизайне упаковки и отсутствии рекламы, например. Но не они главные. Главное – это реакция потребителей и спрос, которые дали бы ценнейшую информацию о том, что необходимо доработать, и нужен ли вообще рынку подобный продукт.

Почему придумали MVP?

Изначально термин появился в Силиконовой долине, куда со всего мира приезжают молодые предприниматели, желающие что-то внедрить на рынке IT-продуктов. Большая часть стартапов по статистике заканчивает путь неудачей.

Анализируя причины этих неудач, бизнесмены заметили, что основной причиной гибели стартапов является то, что их продукт «не соответствовал потребностям рынка». Около половины этих стартапов проводили месяцы, а то и годы, развивая продукт, желая довести его до совершенства. И только в конце долгого пути они поняли, что их самое основное предположение было неверным: что этот проект кому-то вообще интересен.

А ведь более правильным был бы сценарий протестировать продукт – предложить его реальным пользователям так быстро, как это только возможно. И MVP сэкономил бы время и деньги (однако это не повод делать плохой продукт).

Итак, MVP – это прототип продукта, обладающий основными характеристиками будущего конечного продукта. Это может быть услуга или товар – главное, чтобы было сделано  без больших затрат.

Примеры использования MVP

Unsplash

Unsplash

Фото-сток, созданный людьми, уставшими от низкого качества и дороговизны «больших» стоковых сервисов. Создатели предположили, что эта проблема волнует не только их, и решили проверить свою гипотезу.

Вместо того, чтобы тратить недели и месяцы на разработку сайта, который мог бы провалиться, они запустили бесплатный блог на Tumblr, где за $19 можно было скачать тему и 10 фотографий высокого качества от местных фотографов. Первая версия Unsplash заняла три часа.

В течение нескольких часов после размещения Unsplash на Hacker News было загружено более 20 000 фотографий. Поскольку создатели не знали, насколько пользователям будет интересен их проект, они изначально принимали изображения через личный аккаунт в Dropbox. В конце концов лимит трафика был превышен и изображения перестали открываться. Возникла необходимость переместить их куда-то, чтобы сохранить площадку.

Несмотря на то, что первая версия Unsplash была примитивной и едва работала, этого оказалось достаточно, чтобы пользователи поняли — сайт решает их проблемы. Сегодня на Unsplash загружается более 2 000 000 фотографий в месяц. Интересно, что дизайн почти не изменился с первой версии. Его простота в итоге сделала Unsplash особенным.

Vergin air

Vergin Air

Авиакомпания начала свою работу с запуска одного самолета по одному маршруту, чтобы протестировать бизнес-гипотезы. Убедившись в успехе, компания запустила больше самолетов, плюс добавила новые маршруты.

AIABNB

Aiabnb

Основатели сервиса, узнав о предстоящей конференции по дизайну в их городе, сделали фотографии своей квартиры и разместили их  просто на сайте. Они хотели привлечь посетителей конференции, которым не нашлось места в отелях города.

Вскоре три клиента оплатили аренду на время проведения конференции. Проверив потенциал рынка и возможные риски, основатели создали площадку для краткосрочной аренды жилья.

Zappos

Zappos

Магазин запускался без собственного товара. Основатель фотографировал обувь в обычных магазинах и размещал фотографии на сайте. Если оформлялся заказ, он ехал в магазин, покупал обувь и доставлял ее клиенту. Пример отличной модели для тестирования рынка, если у вас нет возможности закупать продукт.

Dropbox

Dropbox

Не сделал вообще никакого продукта. Вместо этого они создали видео, которое объясняло их идею. Такое MVP проверяло актуальность нового подхода к работе с файлами. Вместо того, чтобы строить инфраструктуру и писать код, основатели решили поинтересоваться мнением людей относительно своей идеи. Более 70 тысяч человек оставили свой email и выразили желание протестировать продукт.

Посмотрите и другие статьи тоже
Мы стараемся держать вас в курсе последних бизнес-новостей