preloader

Как ИП могут оплачивать пенсионные взносы за себя и работников

Каков размер обязательных пенсионных взносов и как их отчислять?

Вы являетесь индивидуальным предпринимателем, и у вас есть свой бизнес. Вы работаете в рамках закона, и, соответственно, необходимо быть участником накопительной пенсионной системы.

Согласно действующему пенсионному законодательству нашей страны, в перечень лиц, которые вправе делать обязательные пенсионные взносы в свою пользу, относятся и ИП. Они могут оплачивать обязательные пенсионные взносы, как в свою пользу, так и своим работникам. Теперь, с 2023 года, обязательные пенсионные взносы можно уплачивать в составе с другими отчислениями работникам, а именно – единым платежом.

Что такое единый платеж?

Раньше ИП определяли доход самостоятельно. У ОПВ – так кратко называются обязательные пенсионные взносы — была нижняя и верхняя планка размеров. Так, они должны были быть не ниже 10 процентов от минимальной заработной платы и не выше 10 процентов 50-кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.  Но с 2023 года заработало новшество – введен единый платеж с заработной платы, который могут применять ИП и юрлица — субъекты микро- и малого предпринимательства, работающие по специальным налоговым режимам. Как объясняют разработчики, «введение единого платежа должно упростить предпринимателям уплату налогов и других обязательных платежей с доходов работников, которая теперь будет осуществляться одним платежным поручением».

Единый платеж включает не только ОПВ, но и налоговые (ИПН), социальные отчисления и отчисления на обязательное социальное медицинское страхование. Установлена ставка единого платежа на ближайшие годы:

с 1 января 2023 года – 20,0 %;

с 1 января 2024 года – 21,5 %;

с 1 января 2025 года – 23,8 %;

с 1 января 2026 года – 24,8 %;

с 1 января 2027 года – 25,8 %;

с 1 января 2028 года – 26,3 %.

Доля обязательных пенсионных взносов составляет:

с 1 января 2023 года – 50,0 %;

с 1 января 2024 года – 46,5 %;

с 1 января 2025 года – 42,0 %;

с 1 января 2026 года – 40,3 %;

с 1 января 2027 года – 38,8 %;

с 1 января 2028 года – 38,0 %.

Что делать, если в какой-то период у ИП отсутствует доход? В этом случае предприниматель вправе уплачивать обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ в свою пользу в размере 7 тыс. тенге, либо не уплачивать вовсе.

Как перечислять единый платеж?

Сделать это можно как в безналичной форме, так и вносить наличными деньгами в случае, если у предпринимателя отсутствует счет в банке – в любом отделении банка второго уровня или «Казпочты».

Главное — в платежных документах нужно указывать реквизиты Государственной корпорации «Правительство для граждан» и период, за который перечисляются взносы и перечислять единый платеж ежемесячно не позднее 25 числа, следующего за отчетным.

Физические лица со статусом индивидуального предпринимателя при наличии у них ЭЦП, а также первые руководители, имеющие право подписи, или лица, наделенные правом подписи финансовых документов, при наличии ЭЦП для юридических лиц, выданной Национальным удостоверяющим центром Республики Казахстан, могут воспользоваться сервисом на сайте ЕНПФ. В разделе «Личный кабинет» нужно перейти в «Кабинет юридического лица», где работодатели могут формировать, редактировать и отправлять на печать платежные поручения по оплате всех видов взносов в ЕНПФ. Пенсионные взносы бывают: обязательные, обязательные профессиональные и добровольные.

Удобство сервиса заключается еще в том, что на сайте можно увидеть список работников, по которым необходимо направить платежи в единый накопительный пенсионный фонд, можно добавлять или удалять сотрудников, а в истории хранятся все данные по ранее сформированным платежным поручениям.

На этой странице можно подать обращение через информационную систему Е-Өтініш или по прямой ссылке перейти в информационно-справочные базы, где хранятся различные нормативные правовые акты, памятки бланки заявлений и т.д.

Как получить выписку со своего пенсионного счета?

Это можно сделать электронным способом, а именно на e-mail, зарегистрированный в Едином накопительном пенсионном фонде, в личном кабинете на сайте, в мобильном приложении ЕНПФ, в специальном разделе на портале egov.kz, либо при личном обращении в офис ЕНПФ, или через услуги почтовой связи.

При этом если вы предпочитаете получать выписку посредством электронной или обычной почты, то в случае изменения e-mail или адреса проживания, вы должны в течение десяти календарных дней сообщить об этом в ЕНПФ. Это можно при личном обращении в ЕНПФ (при себе необходимо иметь оригинал документа, удостоверяющего личность, либо электронный документ из сервиса цифровых документов для обозрения); посредством почтовой связи либо по электронной почте (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, индивидуального идентификационного номера (ИИН), с обязательным приложением копии удостоверения личности); посредством веб-сайта www.enpf.kz в Личном кабинете с использованием электронной цифровой подписи. Если этого не сделать, то выписка вернется в ЕНПФ и в последующем отправляться не будет.

Посмотрите и другие статьи тоже
Мы стараемся держать вас в курсе последних бизнес-новостей