Основные ошибки начинающих предпринимателей
Дорога начинающего предпринимателя к успешному бизнесу усеяна множеством ошибок. Это нормально.
Дорога начинающего предпринимателя к успешному бизнесу усеяна множеством ошибок. Это нормально. Потому что даже опытные бизнесмены принимают неправильные решения. Главное – не сбиться с пути и не опустить руки.
В теории кажется правильным изучить чужой предпринимательский опыт и не наступать на те же грабли, что и другие. Даже учитывая то, что всех деталей и нюансов не изучить, все равно полезно знать стандартные ошибки, чтобы постараться их обойти.
Ошибка №1 – не понимать, для чего это всё
В первую очередь бизнесмен должен понимать, какую он ставит цель – чего он хочет в конечном итоге. На этот счет есть несколько стандартных заблуждений.
«Хочу заработать денег»
На самом деле предпринимательство – это риск. И шансов потерять денег на вложениях гораздо больше, чем заработать. Конечно, с на обложках журналов и деловых изданий красуются успешные люди, чей успех хочется повторить, но в то же время мало кто смотрит на кладбище неудачников.
Плюс, конечно, важно помнить, что путь к хорошей прибыли не такой уж быстрый – сначала нужно выйти на операционную эффективность, потом вернуть инвестиции, потом возвратить все долги, которые накопились, а потом реинвестировать, потому что растущий бизнес в этом нуждается. Вот только после этого можно начинать что-то платить себе.
«Хочу быть свободным и не работать на чужого дяденьку»
Такое суждение похоже на «хочу быть свободным, как птица». Но в шкуре птицы никто не бывал, и не знает, что ей весь нужно махать крыльями, чтобы найти пропитание, выкормить потомство и даже избежать встречи с врагами. Свободного полета туда, куда глаза глядят, нет.
И поэтому в реальности предприниматель становится заложником своего дела. Как правило без выходных и отпусков.
«Хочу, чтобы меня уважали»
Необходимо понимать, что уважение будет только в случае успеха. При этом достаточно высок риск, что в кругу уважающих не окажется членов семьи, потому что общение с ними было близко к нулю.
«Хочу красиво жить»
При том, что успешный бизнесмен может позволить себе посещать дорогие места отдыха, все-таки гораздо больше времени он проводит, решая различные проблемы. Это претензии с налоговой, долги перед банками и кредиторами, увольнение сотрудников и поиск новых и так далее.
«Хочу, чтобы бизнес кормил меня до самой старости»
Тут достаточно взглянуть на статистику. В 9 случаях из 10 бизнес умрет даже раньше, чем наступит пожилой возраст. Более рациональный вариант – довести компанию до пика и продать.
Ошибка №2 – Хочешь сделать хорошо, сделай сам
Азарт, энергия и перфекционизм в молодом предпринимателе обычно толкают его как можно больше работы делать самостоятельно. Потому лучше же вроде никто не сделает. Однако интенсивный труд без отдыха основательно иссушает силы.
Плюс, если подумать о перспективах расширения компании, все равно нужно нанимать людей, чтобы самому не быть растерзанным работой. Поэтому правильнее будет делегировать то, что делегируется, а самому сфокусироваться на решении стратегических вопросов и развития.
Ошибка № 3 – слишком долгое принятие решений
Тщательное и всесторонне взвешенное решение чревато упущенными возможностями. Поэтому на практике бизнесмены чаще советуют делать выбор в пользу быстрого решения, даже если оно в итоге окажется не очень правильным. Лучше понять ошибку и отбежать назад, чем топтаться на месте.
Ошибка № 4 – забыть про свой бизнес-план
Строгое следование бизнес-плану – плохо, но и выбросить его из планов – тоже неправильно, потому что свободное плавание может завести в такие мутные воды, что не выберешься. Движение без плана приведет к неоправданным тратам, накоплению долгов, неэффективным направлениям и так далее.
Ошибка № 5 – верить на слово
Давно прошли времена, когда слово купца было гарантией исполнения обязательств. Сейчас все договоренности необходимо записывать на бумаге. И в первую очередь это касается ближайшего круга – партнеров и сотрудников.
Даже если человек с той стороны честный, то все равно существует риск – вы по-разному интерпретировали слова друг друга.
Ошибка № 6 – относиться, как к работе
Если предприниматель занимается своим делом без огонька, если у него нет страсти, то шансы на успех существенно сокращаются. Если воспринимать бизнес только как источник денег, то этих денег можно и не дождаться. Страсть к своему делу делает бизнесмена более мотивированным, включенным, а также помогает «зажечь» сотрудников, партнеров и клиентов.
Ошибка № 7 – нанимать слабых сотрудников
Звучит парадоксально – зачем бизнесмену слабый сотрудник? Однако немало случаев, когда руководитель боится за свой авторитет и решается взять на работу человека, который ему кажется более знающим или компетентным.
Тут надо вспомнить, что караван идет со скоростью самого медленного верблюда. И чем лучше будет самый худший, тем полезнее для дела
Ошибка № 8 – недостаточная организованность
На первых порах приходится много возиться с бумагами и другими операционными вопросами. Если их не структурировать, не обозначить приоритетность, не автоматизировать по возможности, то о развитии бизнеса можно позабыть.
Ошибка № 8 – потеря мотивации и трудоспособности
Обычно такое происходит, когда на горизонте появляется вопрос, требующий сложных решений: где найти, в какую сумму обойдется, когда отобьется, точно ли нужно. Или когда без видимых причин происходит спад продаж. Может наступить апатия, разочарование в бизнесе и желание все свернуть.
Молодому бизнесмену не хватает понимания, что новому бизнесу нужно время для роста. И нужно продолжать усердно работать, идти к цели.
Ошибка № 9 – считать маркетинг неважным
В условиях дефицита денег в первую очередь хочется сэкономить на маркетинге. Ведь многие верят, что их товар или услуга обладают настоящей ценностью и нет большой необходимости тратить деньги на продвижение.
Это одна из самых больших ошибок, которая может привести к угасанию бизнеса.
Ошибка № 10 – остановиться в развитии
Продажи идут, прибыль капает – некоторых убаюкивает такая приятная стабильность, и они не думают о том, что еще можно улучшить в своем деле. Однако само время, в которое мы живем, когда процессы, взгляды, вкусы, технологии меняются с огромной скоростью, говорит о необходимости постоянного движения, постоянно поиска апгрейдов. Иначе – смерть.
Ошибка № 11 – не заботиться о клиентах
Если во главе угла стоит только заработок, а предпочтения/пожелания/отзывы клиентов игнорируются, то это прямая дорога к закрытию бизнеса. Именно обратная связь от клиентов дает основу для доработки своего продукта и поддержания его конкурентоспособности.
Ошибка № 12 – неоправданные ожидания после быстрого успеха
Легкий успешный старт кружит голову и внушает мысль о собственной гениальности. Начинает казаться, что дальше будет только лучше. Решения о найме сотрудников, выборе новой точки продаж, организации доставки и прочие начинают приниматься очень быстро и без должной проработки. Даже если проблема возникнет – за счет интуиции она будет решена. И можно много потерять, если не думать о покупателях, клиентах, государственных органах, поставщиках, арендодателях и остальных.
Заключение
Неудача в бизнесе, как говорилось выше, нормальное явление. Ее просто нужно проанализировать и сделать так, чтобы она не повторилась. Ошибки были, есть и будут. Но именно они служат ступенями для роста и прогресса.