preloader

Ликвидность в бизнесе: как ее оценить и на что она влияет? 

Ликвидность — способность организации быстро реализовать своё имущество, чтобы заплатить по долгам.

Ликвидность — способность организации быстро реализовать своё имущество, чтобы заплатить по долгам. Если ресурсов недостаточно, чтобы рассчитаться с кредиторами, компания может продать товары, сырьё, основные средства. Чем больше у предприятия ликвидных активов, тем выше ликвидность бизнеса в целом. 

 Зачем нужно оценивать ликвидность активов 

Оценка ликвидности активов помогает понять, как быстро компания сможет рассчитаться со своими долгами. Высокий уровень данного показателя повышает доверие к компании, поскольку кредиторы, поставщики знают, что в случае чего им вернут долги в короткие сроки. 

Зная ликвидность своих активов, предприниматель понимает на какие кредиты он может рассчитывать, что не остаться без имущества и денег. Для лучшего понимания структуры бизнеса активы обычно группируются по степени ликвидности. 

Виды ликвидности 

Ликвидность активов – относится к имуществу, оборудованию и другим материальным средствам, принадлежащим фирме. 

Ликвидность предприятия – учитывается ликвидность всех активов компании в совокупности. Рассчитывается при продаже бизнеса. 

Ликвидность денег — это возможность использовать деньги по их номинальной стоимости. Деньги – это единственный абсолютно ликвидный товар. 

Ликвидность баланса– показатель, который позволяет определить, хватит ли денег для оплаты всех расходов. Ликвидность баланса означает и ликвидность предприятия. 

Ликвидность рынка – определяет состояние рынка, возможность продажи товаров за короткий период и сравнительно неизменяющиеся цены. 

Ликвидность банка – отражает надежность банка. Сравнивается свободные денежные средства на счетах в банке и сумма выданных кредитов и займов. 

Как оценить ликвидность 

Анализ ликвидности проводится по балансовому отчету и заключается в сравнении активов и обязательств (пассивов) по срокам их погашения. 

Активы — это все, чем владеет компания. Они делятся на четыре группы: 

Высоколиквидные активы — все деньги, которые есть на счетах и в кассе, и их можно использовать сразу, как возникнет необходимость. 

Быстрореализуемые активы — все, что можно быстро продать, например, запасы товаров, или забрать долги — дебиторку. 

Медленно реализуемые активы — все, что требует большего времени на продажу и получение денег, например, оборудование или техника. 

Труднореализуемые активы — имущество, которое сложно продать быстро без потери стоимости. 

Пассивы — это то, за счет чего появились активы компании: 

Краткосрочные обязательства — все, что нужно погасить в ближайшее время: кредиторская задолженность и текущие платежи по кредитам, налогам, зарплатам. 

Долгосрочные — обязательства, срок погашения которых превышает год. 

Капитал и резервы — это средства компании, которые не нужно возвращать при использовании. 

Как рассчитать коэффициенты ликвидности 

Чтобы провести оценку платёжеспособности и ликвидности, используют одни и те же показатели — коэффициенты текущей, срочной и абсолютной ликвидности. Они рассчитываются по следующим формулам: 

Коэффициент текущей ликвидности. На этот коэффициент банк смотрит в первую очередь, чтобы оценить, в состоянии ли организация выполнить краткосрочные обязательства в течение года. 

Считается по формуле: (А1 + А2 + А3) ÷ (П1 + П2) 

Для положительного решения банка показатель должен быть на уровне 1,5–2. 

Коэффициент быстрой или срочной ликвидности демонстрирует, насколько компания способна выполнять обязательства за счёт высоколиквидных и быстрореализуемых активов. 

Считается по формуле: (А1 + А2) ÷ (П1 + П2) 

Оптимальное значение этого показателя — от 0,7 до 1. 

Коэффициент абсолютной ликвидности помогает понять, насколько компания готова выполнить обязательства с коротким сроком погашения в текущий момент. 

Считается по формуле: А1 ÷ (П1 + П2) 

Нормальное значение этого коэффициента — выше 0,2. 

Этот показатель очень динамичный, ведь состояние высоколиквидных активов может меняться буквально каждый день. Сегодня на счёте пусто, а завтра пришли поступления от клиентов и коэффициент пришёл в норму. 

У каждой компании могут быть свои допустимые значения коэффициентов ликвидности. Во многом это зависит от отрасли, в которой она ведёт бизнес, поэтому показатели стоит оценивать исходя из индивидуальных нормативов. При их анализе банк принимает во внимание специфику сферы деятельности предприятия. 

 

Посмотрите и другие статьи тоже
Мы стараемся держать вас в курсе последних бизнес-новостей