Скрытая выгода. Как работает партизанский маркетинг, и в чем его главные «фишки»?
Одним из ненавязчивых методов привлечения потребителей является партизанский маркетинг. Методы партизанского маркетинга не всегда напрямую рекламные, в связи с чем его порой именуют скрытым маркетингом.
Придумал термин «Guerrilla Marketing» (что в переводе и означает «партизанский маркетинг») американец Джей Конрад Левинсон, который издал одноименную книгу в 1984 году. Не зря он работал долгое время креативным директором рекламного агентства. В книге Левинсон проявил особую креативность, дав необычное название малобюджетному способу продвижения своих товаров и услуг для малого бизнеса, который впоследствии стали использовать компании покрупнее, в том числе мега-корпорации с широкой сетью по всему миру.
Примеры «партизанщины» в Казахстане …
В 2014 году в Алматы появился странный билборд, вызвавший недоумение у горожан. На нем был изображен некто, точнее образ некоего человека, который режет ножом капусту, олицетворяющую деньги. И надпись: «Для банков мы пустое место». Как выяснилось позже, это был рекламный тизер одного из коммерческих банков. Граждане и журналисты ждали, когда раскроется автор этой креативной задумки, а значит, маркетологи попали прямо в цель.
В Караганде молочная фабрика Natige разместила свою рекламу на остановках, необычное оформление которых привлекло всеобщее внимание.
… и в мире
McDonalds часто использует креативные решения при рекламировании бренда. На этот раз компания использовала в этих целях пешеходный переход. Удачно получилось, не правда ли?
«Пешеходка» вообще прекрасное «место силы» для маркетологов-партизанов. Реклама «Mr. Proper» тоже оказалась эффективной. А вы бы наступили на белую полоску, которую «отмыло» это средство?
Простой рекламой продукции Coca-Cola сейчас мало кого удивишь. Но если нарисованная бутылка начнет цеплять вас в буквальном смысле этого слова? Все дело в том, что компания разместила на остановке плакат с липучкой, которая «не отпускала» одежду приближающихся людей.
Узнаваемость бренда Alteco выросла почти на 100 процентов в Шанхае после того, как на одном из мостов был сооружен гигантский тюбик суперклея. Как не приобрести его, если благодаря ему даже мосты держатся?
Главные фишки партизанского маркетинга – минимальные финансовые вложения, но максимальная творческая составляющая, то есть необычный подход и оригинальность. Так было в 80-х годах, когда он только обрел свою популярность, но сегодня компании тратят на него немалые бюджеты, хотя конечная цель остается та же – привлечь максимальное количество потребителей.
Одно из бюджетных решений – оформление названия компании цветами. Можно использовать даже такие нетрадиционные рекламные каналы, как городские клумбы, канализационные люки, фасады зданий и другое.
Какие виды «партизанщины» вы можете использовать в своем бизнесе?
- Провокационный маркетинг. Мероприятия, которые используются здесь, порой находятся на грани эпатажа. Пример для магазина одежды: объявить акцию для посетителей, где они должны раздеться до разумного предела, и успеть за несколько минут надеть вещи, которые потом могут бесплатно забрать с собой. Или разбросать поддельные купюры, на которых изображена ваша реклама, в месте массового скопления людей.
- Скрытый маркетинг. Современные маркетологи используют его повсеместно, а именно упоминая бренд будто бы невзначай в телепрограммах, в сериалах, в театрах, кинотеатрах, комментариях селебрити и так далее.
- Вирусный маркетинг. Вышеуказанные билборды и остановки являются яркими примерами этой «разновидности» партизанского маркетинга. Также маркетологи часто используют вирусные ролики для продвижения товара, которые моментально распространяются в интернете.
- Фьюжн-маркетинг. С английского «Fusion» переводится как «слияние», и в этом заключается его суть. То есть компании, которые не являются прямыми конкурентами, а смежные по виду деятельности, начинают сотрудничать, чтобы добиться привлечения новых клиентов и повысить узнаваемость своих брендов. Например, это цветочный магазин и компания, которая изготавливает клубнику в шоколаде.
- Ambient маркетинг. Здесь в качестве рекламного канала используется окружающая среда и какие-то ее элементы. К примеру, пешеходные переходы, люки, скамейки, общественный транспорт, парковки, инсталляции.
- Продакт-плейсмент, или Life Placement (переводится как «размещение в жизни»). Для того, чтобы привлечь потребителя маркетологи используют подставные лица, актеров, которые якобы приобрели продукцию компании и очень довольны ею, а также промоутеров. К примеру, вы заходите в метро, а там человек 10 читают журнал «Forbes». Или в магазине покупатели бурно обсуждают достоинства колбасы, которая, к слову, находится в поле зрения всех посетителей, восторгаясь ее вкусовыми качествами.
Шок, восхищение, удивление, азарт, интерес, недоумение – такие чувства вызывает у окружающих продвижение товаров с помощью партизанского маркетинга. А люди, как известно, покупают не просто товары, а эмоции.