Специальный налоговый режим. Какие изменения для МСБ?
Специальный налоговый режим — это особый порядок расчетов с бюджетом, устанавливаемый для отдельных категорий налогоплательщиков и предусматривающий применение упрощенного порядка исчисления и уплаты отдельных видов налогов.
В наше время невозможно представить государство, в котором бы отсутствовала экономическая составляющая. Так, первоочередной задачей является создание прочной экономической платформы, которая будет обеспечивать стабильное развитие государства. В данном случае недооценить роль малого и среднего бизнеса просто невозможно, так как он является одним из составляющих в механизме развития экономики в целом. Объясняется это тем, что малое и среднее предпринимательство осуществляет наполнение внутреннего рынка отечественными товарами, также способствует формированию конкурентной среды. В случае если, производимый товар идет на экспорт это обозначает привлечение валютных ресурсов, что способствует стабилизации национальной валюты, а также влияет на инфляцию. Немаловажным является то, что данный сектор создает рабочие места, снижает уровень внутренней и внешней миграции, устраняет социальную напряженность. Это всё очень важно, поэтому развитию малого и среднего бизнеса уделяется большое внимание, так как это важный сектор полноценного рынка. Без малого и среднего бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.
Именно поэтому, сейчас развитию предпринимательства уделяется огромное внимание. Так, ежегодно проводятся глобальные реформы в сфере предпринимательства. К ним можно отнести идея упрощения налогового кодекса, либерализация регистрации бизнеса. На сегодняшний день МСБ занимает существенную нишу в экономике государства.
Преимущества создания предприятий малого и среднего бизнеса:
- насыщение потребительского рынка товарами;
- создание здоровой конкуренции;
- обеспечение рабочими местами;
- укрепление экономической базы местных органов власти; развитие сел, небольших городов.
Главой государства в целях оказания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, 7 декабря 2022 года подписан Указ «О внесении изменений в Указ Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 229 «О введении моратория на проведение проверок и профилактического контроля и надзора с посещением в Республике Казахстан». А именно, продление ранее действующего моратория на проверки и профилактический контроль с посещением субъектов малого предпринимательства, до 1 января 2024 года.
Внеплановые проверки могут проводиться для устранения причин условий совершения правонарушений с целью их профилактики или устранения нарушений, которые несут возможную угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, а также государства.
Наряду с вышеперечисленными мерами, предпринимаемыми в отношении субъектов предпринимательства также, 1 января 2023 года вступили в силу изменения, внесенные в Налоговый кодекс Республики Казахстан. Данные изменения коснулись некоторых видов деятельности, для которых больше не разрешено применение процедуры СНР (специальный налоговый режим) для субъектов малого бизнеса.
Каким видам МСБ больше недоступны специальные налоговые режимы?
Специальный налоговый режим — это особый порядок расчетов с бюджетом, устанавливаемый для отдельных категорий налогоплательщиков и предусматривающий применение упрощенного порядка исчисления и уплаты отдельных видов налогов.
Теперь ограничение по применению СНР для субъектов малого бизнеса распространяется и на налогоплательщиков, осуществляющих маркетинговые услуги.
Маркетинговые услуги – это услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров, работ, услуг в целях определения мер по созданию лучших экономических условий производства и обращения товаров, работ, услуг, включая характеристику товаров, работ, услуг, выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы. Таким образом, налогоплательщики, оказывающие такие услуги, не вправе применять СНР (специальный налоговый режим) для субъектов малого бизнеса.
С 1 января 2023 года не вправе применять СНР для субъектов малого бизнеса налогоплательщики, осуществляющие деятельность:
- по сдаче в аренду и эксплуатации торгового рынка (ОКЭД 68 203 Аренда и эксплуатация торгового рынка);
- сдаче в субаренду торговых объектов (торговые рынки, стационарные торговые объекты) 1, 2, 3 категории, а также находящихся на их территории торговых мест, торговых объектов и объектов общественного питания;
- двух и более налогоплательщиков в сфере предоставления гостиничных услуг на территории одной гостиницы или отдельно стоящего нежилого здания, в которых оказываются такие услуги.
Торговые объекты 1, 2, 3 категории — это все торговые помещения с торговой площадью свыше 500 квадратных метров, а также соответствующие остальным условиям, установленным п. 2 ст. 10 Закона Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности».
Кроме того, в специальном мобильном приложении в качестве документа, подтверждающего факт осуществления расчетов между ИП, применяющим СНР с использованием этого приложения или на основе упрощенной декларации, не являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость, и покупателем (клиентом), получателем работ, услуг, формируется чек специального мобильного приложения. Дополнена информация, которая содержится в чеке по реализуемой категории товара. Введено уточнение, что под категорией товара понимается группа товаров, объединенных по функциональному назначению.
Данные изменения были внесены в целью исключения схемы налоговой оптимизации путем дробления бизнеса (в том числе с использованием механизма субаренды), проводимой во избежание постановки на учет в качестве НДС и, соответственно, возникновения налоговых обязательств по данному налогу, а также превышения предельного размера дохода, установленного для применения СНР, с необходимостью последующего перехода на общеустановленный порядок налогообложения.