preloader

Как мотивировать сотрудников

Работа в маленькой компании не сулит сотруднику больших возможностей. Надо что-то делать, чтобы сотрудники были старательны, ответственны, целеустремленны и эффективны.

Работа в маленькой компании не сулит сотруднику больших возможностей. Карьерный рост ограничен, зарплату вряд ли смогут поднять в два раза, путевку на курорт компания не потянет, айфон на новогоднем корпоративе не подарят. То есть отсутствуют причины «рвать жилы». Поэтому работники чаще функционируют в полусонном режиме.

Поднять бизнес с таким персоналом не получится, и надо что-то менять, чтобы сотрудники были старательны, ответственны, целеустремленны и эффективны. Что же должен делать начинающий предприниматель?

Мотивировать нужно, чтобы…

Главное предназначение мотивации, конечно – повышать эффективность сотрудников. Однако правильно настроенные инструменты мотивации выполняют еще несколько важных задач.

Первая из них – удерживает хороших сотрудников на более длительный срок. Это означает экономию сил и средств на поиск нового сотрудника и его обучение.

Вторая – создает правильный рабочий настрой в коллективе.

Третья – делает сотрудников более лояльными к компании и работодателю.

Существует большое количество способов мотивировать сотрудника. Их можно разделить на две главные категории – материальные и нематериальные.

С деньгами все просто: человек приходит на работу, чтобы заработать денег. И, казалось бы, чем больше он получит, тем усерднее должен быть. Однако на практике нематериальные виды поощрений также играют немаловажную роль. Грамотный руководитель умело сочетает оба вида мотивации.

Чего хотят сотрудники

Казахстанский рынок труда меньше изучается исследованиями, поэтому в поисках ответов можно обратить внимание на российский. Там опросы показали интересные результаты. 40% респондентов заявили, что эффективность их работы повысил бы тренажерный зал в офисе. 37% (в основном женщины) заявили, что их работоспособность была бы выше при наличии массажного кресла.

Также среди улучшающих факторов были названы:

— кухни для приема пищи и хранения обедов

— кофейный автомат с бесплатным кофе

— душевая кабина

— кинозал

— более удобное рабочее кресло

Всего 65% среди опрошенных сказали, что проводили бы больше времени на работе, если бы офис располагал дополнительными удобствами.

Конечно, малый и средний бизнес не располагает возможностями для собственной тренажерки или кинозала, но закупить гантели и проекторы возможно. При предварительном опросе, конечно, чтобы ими пользовались.

Нематериальная мотивация

Существует набор стандартных, всем известных инструментов нематериальной мотивации. Это:

  • Культурные мероприятия внутри компании
  • Публичное признание достижений сотрудника
  • Письма родителям с описанием достижений и заслуг
  • Помощь в семейных делах
  • Поздравление с днем рождения
  • Мотивационные речи перед коллективом
  • Соревнования между сотрудниками
  • Вовлечение сотрудника в принятие решений
  • Оценки коллег
  • Доска почета

Это проверенные временем стимулы. Однако креативные руководители всегда изобретают что-то новое, чтобы приятно удивить своих сотрудников:

  • Некоторые компании делают сокращенный рабочий день в дни распродаж.
  • Вместо стандартных должностей используют интересные названия. Стив Джобс изменил «офисного консультанта» на «гения». Артемий Лебедев администратора офиса переименовал в «хозяина кафе». Из той же серии торговые центры вместо должности «уборщица» используют «менеджер по уборке зала».
  • Делают доплаты неболеющим работникам.
  • Вводят и используют собственную валюту, которую можно обменять на ценные призы, абонементы в бассейн и прочее.
  • Номинируют сотрудников «оскарами» за различные титулы – самый быстрый продавец, душа офиса, мистер креативность и так далее, подчеркивая таким образом особый вклад в развитие компании.
  • Разрешают служащим приносить в офис небольших домашних любимцев – морских свинок, попугаев, хомячков.
  • Вручают статуэтку черепахи самому медленному и нерасторопному сотруднику.

Материальная мотивация

Ее используют чаще всего. Принцип следующий. У сотрудника есть некий стандартный объем работ. Если он его выполнил или перевыполнил, то следует вознаграждение – бонус или премия.

Также распространены проценты от продаж – они стимулируют всегда стремиться вперед.

Регулярное выполнение плана и полезная инициативность могут быть отмечены повышением оклада.

К материальной мотивации, но со знаком минус относятся штрафы, играющие роль кнута. На практике их используют нечасто. Порой достаточно одного списка запретных действий с размерами штрафов, и сотрудники уже избегают неправильных действий.

Негативной стороной штрафов является обида сотрудника и безынициативность. Если у работника в обязанностях строгое выполнение определенных действий, то обиды особо не скажутся на рабочем процессе. Если же сотрудник должен быть креативным, общаться с покупателями, то угрозы штрафов будут сковывать его.

Вредные советы

Найдите любимчика. Желательно, чтобы коллеги наоборот его недолюбливали. А если он еще далеко не лучший сотрудник – вообще супер. Чем больше поощрений, похвалы, бонусов будет сыпаться в его адрес, тем эффективнее будет коллектив.

Отвергайте наличие личной жизни у сотрудников. Никакие семейные, личные дела не должны соприкасаться с работой. Если нужно задержаться на работе, то сотрудник не должен стараться побыстрее убежать к своей семье. Выполнение плана превыше всего. Иначе – долой!

Ответственность за успехи берите на себя. Компания заключила крупный контракт? Перевыполнила план по продажам? Получает сплошь положительные отзывы в социальных сетях? Это произошло благодаря мудрой и правильной политике руководителя. Без его ценных указаний не было бы успеха.

Посмотрите и другие статьи тоже
Мы стараемся держать вас в курсе последних бизнес-новостей