preloader

Зачем нужна миссия даже маленькой компании

Компания без миссии похожа на человека, не имеющего цели. Он может забуксовать и не понимать, для чего ему нужно выбираться из ямы.

Миссия компании – это нечто напыщенное, пафосное, не имеющее практической пользы. Так думает большое количество потребителей. Также слово «миссия» в их голове чаще всего связывается только с крупными компаниями – им делать нечего, вот и выдумывают разное. Однако оба этих суждения лишь внешне похожи на правду.

Компания без миссии похожа на человека, не имеющего цели. Такой человек толком не знает, в каком направлении ему двигаться. Он больше подвержен внешнему влиянию. Он может забуксовать и не понимать, для чего ему нужно выбираться из ямы.

Конечно, если человек без цели – это не означает, что он не может достигать локальных успехов или будет рыхлым или вечно унылым. Нет. Он может быть и успешным, и бодрым духом, но его будет отличать тот факт, что во время простоя или неудач, у него не будет «топлива», чтобы продолжить движение.

Миссия как и раз и будет тем топливом.

Не бывает маленьких миссий

Мы все привыкли, что цель любого бизнеса – зарабатывание денег. Так оно и есть. Миссия на этом фоне выполняет функцию смысла существования компании помимо получения прибыли. Она отражает ценности бизнеса, его предназначение для людей, сообщает о роли, которую бизнес хочет играть в жизни общества.

Это такой стратегический смысл, к которому компания будет стремиться и ради которого будет улучшать свою работу.

Компания без миссии руководствуется временными целями. Ее планы зависят от поведения конкурентов, они могут быстро меняться. Да и обогнать конкурентов будет сложно, потому что нет четкого представления по какой дороге ехать.

Большинство компаний так и существуют. Они торгуют, оказывают услуги или что-то производят, но не понимают, куда нужно двигаться дальше, зарываются в рутине.

В этом месте владельцы маленьких магазинов, цехов по пошиву тапочек, небольших кондитерских зададут вопрос: «О каком смысле, о какой пользе обществу можно думать, если бизнес у меня совсем небольшой?»

Давайте тогда возьмем для примера парикмахерскую (хотя все они сейчас называются салонами красоты). Казалось бы, зачем ей миссия? Чем она будет ее отличать от сотен других в этом же городе, районе? Большинство ответит, что ничем.

Но давайте представим, что владелец определил одну простую миссию «В нашем салоне клиенты получают не только красоту, но и приятно расслабляются».

Как такая миссия повлияет на работу? Она начнет сказываться на мелочах. Вместо просто фоновой музыки будет подобран плей-лист из расслабляющей музыки. Вместо стандартных штор на окнах будут подобраны те, которые создают комфорт. Может быть, гостям будет предлагаться чашечка вкусного кофе. Да не просто с молоком, а с 6%-ным, как для дорогих гостей.

Для создания расслабляющей обстановки владелец может придумывать множество других деталей, которые вкупе с остальными и дадут посетителям то ощущение, которое заявлено в миссии.

А можно ли расслабление клиентов считать миссией? Конечно. Ведь это позитивный вклад в ту часть общества, с которой взаимодействует салон красоты. Да, он не дает ощущения масштабности, но все мы знаем, что дом строится из кирпичей, а мироощущение человека из отдельных эпизодов.

Миссия – не эликсир, а путеводитель

При всем выше написанном, не стоит воспринимать миссию как волшебную формулу, написав которую, можно обеспечить себе потоки клиентов и успех.

Миссия задает направление движения и «подсказывает» выбор в различных ситуациях:

— стоит или нет ввязываться в ценовую войну с конкурентом?

— расширять ли целевую аудиторию?

— увеличивать ли ассортимент за счет выпуска дополнительных или сопутствующих товаров?

— как определять ценовую политику?

То есть, миссия в ключевые моменты помогает определиться не только с поведением компании на рынке, но и с ее ассортиментом.

Кстати, миссия может звучать коротко и ясно, как слоган, а может быть расписана на 1-2 страницы. Короткую миссию, конечно, легче донести до аудитории. Но если все важные аспекты деятельности компании не удается запечатать в несколько слов, то лучше описать их подробно. Ведь важнее не красота формулировок, а наполнение смыслом, который будут считывать как клиенты, так и сотрудники компании.

Лучшие примеры

Копировать миссии конкурентов или представителей крупного успешного бизнеса – не самая полезная идея. Искусственно взятый ориентир не будет прочувствован в должной мере и может стать ложной целью.

Тем не менее, предлагаем ознакомиться с наиболее удачными миссиями различных мировых лидеров. Возможно, четкость и ясность их миссий вдохновит на написание своей.

  • Nike: Доносить вдохновение и инновации до каждого спортсмена в мире.
  • Спортмастер: Мы делаем спорт доступным!
  • IKEA: Изменить к лучшему повседневную жизнь простых людей.
  • Walmart: Мы экономим людям деньги, чтобы они могли жить лучше.
  • Coca-Cola: Освежать мир, тело, разум и дух.
  • Adidas: Наша миссия — быть лидером среди мировых спортивных брендов.
  • DHL: Соединяя людей, улучшая жизни.
  • Uber: Привнести транспорт повсюду и для каждого.
  • XEROX: Распространение знаний с помощью документов.
  • Toyota: Дать нашим клиентам почувствовать удовольствие от высококачественных автомобилей Тойота.
  • Ritz-Carlton: Неустанная забота и обеспечение максимального комфорта каждому гостю.
  • Публичная библиотека Нью-Йорка: Вдохновлять на непрерывное обучение, распространение знаний и укрепление нашего общества.
Посмотрите и другие статьи тоже
Мы стараемся держать вас в курсе последних бизнес-новостей