Зачем нужна миссия даже маленькой компании
Компания без миссии похожа на человека, не имеющего цели. Он может забуксовать и не понимать, для чего ему нужно выбираться из ямы.
Миссия компании – это нечто напыщенное, пафосное, не имеющее практической пользы. Так думает большое количество потребителей. Также слово «миссия» в их голове чаще всего связывается только с крупными компаниями – им делать нечего, вот и выдумывают разное. Однако оба этих суждения лишь внешне похожи на правду.
Компания без миссии похожа на человека, не имеющего цели. Такой человек толком не знает, в каком направлении ему двигаться. Он больше подвержен внешнему влиянию. Он может забуксовать и не понимать, для чего ему нужно выбираться из ямы.
Конечно, если человек без цели – это не означает, что он не может достигать локальных успехов или будет рыхлым или вечно унылым. Нет. Он может быть и успешным, и бодрым духом, но его будет отличать тот факт, что во время простоя или неудач, у него не будет «топлива», чтобы продолжить движение.
Миссия как и раз и будет тем топливом.
Не бывает маленьких миссий
Мы все привыкли, что цель любого бизнеса – зарабатывание денег. Так оно и есть. Миссия на этом фоне выполняет функцию смысла существования компании помимо получения прибыли. Она отражает ценности бизнеса, его предназначение для людей, сообщает о роли, которую бизнес хочет играть в жизни общества.
Это такой стратегический смысл, к которому компания будет стремиться и ради которого будет улучшать свою работу.
Компания без миссии руководствуется временными целями. Ее планы зависят от поведения конкурентов, они могут быстро меняться. Да и обогнать конкурентов будет сложно, потому что нет четкого представления по какой дороге ехать.
Большинство компаний так и существуют. Они торгуют, оказывают услуги или что-то производят, но не понимают, куда нужно двигаться дальше, зарываются в рутине.
В этом месте владельцы маленьких магазинов, цехов по пошиву тапочек, небольших кондитерских зададут вопрос: «О каком смысле, о какой пользе обществу можно думать, если бизнес у меня совсем небольшой?»
Давайте тогда возьмем для примера парикмахерскую (хотя все они сейчас называются салонами красоты). Казалось бы, зачем ей миссия? Чем она будет ее отличать от сотен других в этом же городе, районе? Большинство ответит, что ничем.
Но давайте представим, что владелец определил одну простую миссию «В нашем салоне клиенты получают не только красоту, но и приятно расслабляются».
Как такая миссия повлияет на работу? Она начнет сказываться на мелочах. Вместо просто фоновой музыки будет подобран плей-лист из расслабляющей музыки. Вместо стандартных штор на окнах будут подобраны те, которые создают комфорт. Может быть, гостям будет предлагаться чашечка вкусного кофе. Да не просто с молоком, а с 6%-ным, как для дорогих гостей.
Для создания расслабляющей обстановки владелец может придумывать множество других деталей, которые вкупе с остальными и дадут посетителям то ощущение, которое заявлено в миссии.
А можно ли расслабление клиентов считать миссией? Конечно. Ведь это позитивный вклад в ту часть общества, с которой взаимодействует салон красоты. Да, он не дает ощущения масштабности, но все мы знаем, что дом строится из кирпичей, а мироощущение человека из отдельных эпизодов.
Миссия – не эликсир, а путеводитель
При всем выше написанном, не стоит воспринимать миссию как волшебную формулу, написав которую, можно обеспечить себе потоки клиентов и успех.
Миссия задает направление движения и «подсказывает» выбор в различных ситуациях:
— стоит или нет ввязываться в ценовую войну с конкурентом?
— расширять ли целевую аудиторию?
— увеличивать ли ассортимент за счет выпуска дополнительных или сопутствующих товаров?
— как определять ценовую политику?
То есть, миссия в ключевые моменты помогает определиться не только с поведением компании на рынке, но и с ее ассортиментом.
Кстати, миссия может звучать коротко и ясно, как слоган, а может быть расписана на 1-2 страницы. Короткую миссию, конечно, легче донести до аудитории. Но если все важные аспекты деятельности компании не удается запечатать в несколько слов, то лучше описать их подробно. Ведь важнее не красота формулировок, а наполнение смыслом, который будут считывать как клиенты, так и сотрудники компании.
Лучшие примеры
Копировать миссии конкурентов или представителей крупного успешного бизнеса – не самая полезная идея. Искусственно взятый ориентир не будет прочувствован в должной мере и может стать ложной целью.
Тем не менее, предлагаем ознакомиться с наиболее удачными миссиями различных мировых лидеров. Возможно, четкость и ясность их миссий вдохновит на написание своей.
- Nike: Доносить вдохновение и инновации до каждого спортсмена в мире.
- Спортмастер: Мы делаем спорт доступным!
- IKEA: Изменить к лучшему повседневную жизнь простых людей.
- Walmart: Мы экономим людям деньги, чтобы они могли жить лучше.
- Coca-Cola: Освежать мир, тело, разум и дух.
- Adidas: Наша миссия — быть лидером среди мировых спортивных брендов.
- DHL: Соединяя людей, улучшая жизни.
- Uber: Привнести транспорт повсюду и для каждого.
- XEROX: Распространение знаний с помощью документов.
- Toyota: Дать нашим клиентам почувствовать удовольствие от высококачественных автомобилей Тойота.
- Ritz-Carlton: Неустанная забота и обеспечение максимального комфорта каждому гостю.
- Публичная библиотека Нью-Йорка: Вдохновлять на непрерывное обучение, распространение знаний и укрепление нашего общества.