Целевая аудитория. Как составить портрет клиента? Зачем знать свою ЦА?
Целевая аудитория — это аудитория потенциальных потребителей какого-либо товара или услуги. Члены этой группы объединены по полу, возрасту, интересам, иногда по региону и по другим признакам. Создание портрета целевой аудитории является важной составляющей в маркетинге. Ведь зная своего потенциального покупателя, можно полномасштабно проводить рекламный посыл, а также ёприменять инструменты маркетинга, интересные именно своему покупателю. Если […]
Целевая аудитория — это аудитория потенциальных потребителей какого-либо товара или услуги. Члены этой группы объединены по полу, возрасту, интересам, иногда по региону и по другим признакам.
Создание портрета целевой аудитории является важной составляющей в маркетинге. Ведь зная своего потенциального покупателя, можно полномасштабно проводить рекламный посыл, а также ёприменять инструменты маркетинга, интересные именно своему покупателю. Если аудиторию выбрали неправильно, кампания провалится, а товар или услуга не дойдут до покупателя. То есть произойдёт потеря средств.
Для чего нужно знать свою ЦА?
Знание целевой аудитории своего проекта, продуктов или услуг является важным по следующим причинам:
- Адаптация продуктов
Знание своей целевой аудитории помогает создать товар или адаптировать его таким образом, чтобы он соответствовал потребностям, предпочтениям и ожиданиям своего клиента. То есть оснастить его необходимыми функциями и свойствами, которые решают проблему конкретного покупателя.
- Маркетинговая стратегия
Разработка работающей маркетинговой стратегии полностью ориентируется на портрет целевой аудитории. Если вы знаете своего потребителя, тогда вам намного проще создать подходящие маркетинговые сообщения и рекламные материалы, а также определить оптимальное время и место для достижения вашей целевой аудитории.
- Конкурентные преимущества
Изучив потребности и предпочтения своей аудитории, вы можете предлагать уникальные и привлекательные решения, которые выделяют вас на рынке.
Как составить портрет покупателя?
Знание своего покупателя поможет скорректировать вашу коммуникацию, найти новые идеи для обращения к аудитории, темы для постов, посыл для рекламы.
Составить портрет возможно с помощью ваших реальных покупателей. Можно провести опрос в рамках какой-нибудь акции с незначительными призами, либо анкетирование, откуда почерпнуть для себя массу полезной информации.
Либо необходимо исходя из вашего продукта и его характеристик составить макет своего потребителя.
- Для начала необходимо задаться вопросом: какие потребности закрывает или помогает закрыть ваш товар или услуга?
- Далее определить кто ваш покупатель? Например, если вы продаете декоративную косметику, это могут быть девушки в возрасте от 16–45 лет.
- Нужно понять, где зачастую проводит время ваш потенциальный клиент? Культурно-досуговые центры, кафетерии, магазины одежды и т.д. Это необходимо для налаживания каналов и площадок продаж.
- И, ответить на вопрос, какие еще потребности поможет решить ваш продукт.
В составлении портрета также вам помогут основные характеристики целевой аудитории.
- возраст;
- пол;
- семейное положение;
- географическое место обитания;
- уровень образования;
- вид деятельности, социальный статус;
- ориентировочный доход;
- интересы, потребности, желания;
- источники получения информации.
Виды целевой аудитории
- Основная целевая аудитория
Группа людей или организаций, на которых в первую очередь направлена рекламная информация в ее различных видах. Они являются прямыми потребителями продукта или услуги и осуществляют покупку напрямую.
- Косвенная целевая аудитория
Косвенная целевая аудитория — это группа людей или компаний, которая оказывает влияние на принятие решения о покупке или использовании продукта или услуги.
- Широкая целевая аудитория
Определенная категория людей либо организаций, которая состоит из широкого круга потребителей. Это может быть категория людей с различными характеристиками. К примеру, группа лиц, возвратная категория которых “старше 25 лет”.
- Узкая целевая аудитория
Категория людей или организаций, которая имеет четко заданные характеристики. Например, узкая аудитория может быть представлена как: “организации промышленного производства, с оборотом средств не менее $5 млн в год».
Необходимые сервисы, которые помогут вам получить полезную информацию по вашей ЦА
- Google Формы — с помощью данного сервиса можно создавать опросы в различных форматах и настраивать отображение результатов.
- Google Таблицы — удобен для ведения таблиц по результатам изучения ЦА.
- Google Тренды — позволяет проанализировать изменение интереса к продукту или товару на заданном отрезке времени.
- Яндекс.Метрика — сбор статистики о посетителях на сайте.
- Яндекс.Вордстат — информация о популярных запросах в поисковике по тематике вашей продукции.
- Google Analytics — сервис для сбора статистики о посетителях сайта, аналогичный Яндекс.Метрике.
- Instagram Busines — сервис анализирует информацию о вашей текущей аудитории и ищет похожую.
Знание и понимание ЦА позволяет создавать персонализированные маркетинговые стратегии, подходящие вашим клиентам, а также помогает эффективно использовать ресурсы и сокращать затраты, обращаясь именно к тем людям, которые вероятнее других станут клиентами.