Трехкомпонентная интегрированная система: для обеспечения прозрачности процессов учета, продаж и налогообложения
Трехкомпонентная интегрированная система — интегрированная система, состоящая из контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и передачи данных, системы (устройства) для приема безналичных платежей, а также оборудования (устройства), оснащенного системой автоматизации управления торговли, оказания услуг, выполнения работ и учета товаров, или программно-аппаратного комплекса, заменяющего все три компонента интегрированной системы.
В последние годы в Казахстане наблюдается тенденция роста осуществления безналичных платежей. Людям удобно оплачивать услуги и покупки посредством банковских карт либо Qr кодов. Все это значительно сказывается на предпринимателях, которые платят налоги со своих доходов. Таким образом, чтобы облегчить деятельность предпринимателей, государством принято решение о введении трехкомпонентной интегрированной системы.
Трехкомпонентная интегрированная система — интегрированная система, состоящая из контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и передачи данных, системы (устройства) для приема безналичных платежей, а также оборудования (устройства), оснащенного системой автоматизации управления торговли, оказания услуг, выполнения работ и учета товаров, или программно-аппаратного комплекса, заменяющего все три компонента интегрированной системы. Трехкомпонентная интегрированная система применяется ИП на основе упрощенной декларации.
В состав ТИС входит:
- онлайн ККМ;
- систем (устройств) для приема безналичных платежей (POS-терминал и т.д.);
- автоматизированной системы учета товаров (ERP система).
Все три компонента работают исключительно вместе. По отдельности их применять нельзя. Система выстроена так что операции, проведенные по ней, соответствуют требованиям учета и законодательства.
Функции ТИС:
- облегчает ведение учета и исполнение налоговых обязательств индивидуальными предпринимателями;
- отображает движение товаров;
- позволяет сформировать налоговую отчетность;
- прием оплаты с использованием платежных карточек от нескольких Pos-терминалов от разных банков;
- применение нескольких контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и передачи данных;
- учет доходов и движения денег.
Введение данной системы направлено на облегчение деятельности предпринимателей в части бухгалтерского и складского учета товаров, кассовых операций, подсчета и отправки сведений по налоговым операциям. Все эти процессы происходят автоматически в автономное режиме, что позволяет снять с предпринимателя часть рутинной работы и минимизирует допущение ошибок.
Как зарегистрировать ТИС в налоговых органах?
На данный момент использовать эту систему могут только индивидуальные предприниматели, которые применяют специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации. Применять ТИС необходимо по всем объектам предпринимательской деятельности вышеуказанных ИП. А именно, для учета торговых операций и учета товаров в налоговых целях.
Для того чтобы внедрить автоматизированную систему ТИС необходимо найти и определиться с производителем и зарегистрировать выбранную систему в налоговом органе. Для регистрации и последующего использования в своей деятельности ТИС необходимо предоставить в налоговый орган следующий перечень документов:
- заявление о подключении системы;
- техническая документация на систему;
- паспорт изготовителя системы;
- регистрационную карту ККМ;
- документ, подтверждающий право использования системы;
- документ, подтверждающий соответствие модели законодательству и наличии системы в Единый реестр ТИС.
Также законодательством предусмотрены льготы для предпринимателей, использующих ТИС. Но данные льготы необходимо учитывать только к обороту в безналичной форме, прошедшему через POS-терминал. Если ИП применяет и наличный, и безналичный расчет, то обороты следует разделять и вести по каждому отдельный учет.
Также налогоплательщик не вправе применять повышенные пороги по доходу и по НДС, если не соблюдены требования по регистрации ТИС в Едином реестре и в территориальном отделении УКГ МФ РК.