Стартап Nommi. Везение или результат кропотливого труда?
Рассмотрим создание стартапа на примере проекта Nommi.
Термин “startup”, в переводе с английского языка означает «начало процесса» или «старт». Данный термин ввёл один из успешных стартаперов, предприниматель Стив Бланк. Впервые термин был упомянут на страницах американского бизнес-журнала в семидесятых годах. Основа данной деятельности – сама идея, продвижение и реализация которой приносят прибыль. Акцент в данном случае делается на необычности, эксклюзивности и скорости развития вида бизнеса или его организации.
Кто стоит за историей разработки и создания данного стартапа?
За историей успеха роутера Nommi стоят нынешний технический директор Кайрат Ахметов, в прошлом выпускник Московского физико-технического института и генеральный директор проекта Алена Ткаченко, выпускник КазНУ имени Аль Фараби. Кайрат имеет опыт работы в казахстанских и российских IT-компаниях. Именно данный опыт работы на стыке IT и телекоммуникационной отрасли помог собственному делу: именно телеком обеспечивает стабильный доход, который позволяет развиваться даже в периоды сезонных спадов спроса на софтверные заказы. В одно время Кайрат заинтересовался разработкой стартапов. «Не все проекты «выстрелили», но любая неудача – это опыт. В проекте Nommi он применил все свои знания в области телекома, программного обеспечения. Но для того, чтобы добиться успеха, одной технической базы недостаточно. Это и подтолкнуло его найти себе компаньона, специалиста в сфере маркетинга. Для этой роли идельно подошла Алена Ткаченко, имевшая за плечами опыт работы в казахстанском, а затем в российском подразделениях одной из крупных международных компаний в сфере FMCG. В Казахстане Ткаченко работала в QIWI, а затем запустила свой первый предпринимательский проект – школу программирования Loveto Code.
Как появилась идея стартапа?
Идея данного стартапа появилась из банальной проблемы. Как рассказывает Алена, часто путешествуя по миру одним из главных вопросов был мобильный интернет. Так как иметь смартфон и возможность выйти в сеть сейчас не потребность, а скорее необходимость, интернет был ключевой проблемой. Как все мы знаем, у каждого оператора своя тарифная сетка, с которой трудно разобраться приезжему. К тому же, для покупки и регистрации местной SIM-карты необходимо потрудиться. А интернет в роуминге всегда дорогой. Поэтому, Алена и ее партнёр Кайрат решили, разработать своё устройство. В 2017 году им удалось привлечь инвесторов и запустить краудфандинговую кампанию.
Что означает название роутера?
Название роутера связано с историей казахского народа, Nommi – от nomad (англ. кочевник) и Mi-Fi (мобильная точка доступа). Команда находится в Алматы, разработка и дизайн — в Алматы, производство — в Китае.
Благодаря роутеру Nommi, можно быть всегда на связи и не переплачивать за роуминг. Потому что сегодня коммуникация стала неотъемлемой частью нашей жизни. Нам всем важно вовремя проверить почту, заказать такси, опаздывая на важную встречу или просто поделиться впечатлениями от путешествия с друзьями в мессенджере.
Каков принцип работы роутера?
Роутер Nommi — настоящий цифровой гений: он преобразует дорогой интернет в дешёвый, причем не только в стране пользователя, но и в большинстве стран мира. При этом принцип работы роутера прост. Он берёт интернет из двух источников: от сетей сотовых операторов и от точек Wi-Fi, и раздаёт интернет пользователю на его гаджеты посредством того же Wi-Fi. Устройство может подключаться к любой доступной сети Wi-Fi по всему миру. Обширная база данных паролей к этим сетям уже идёт в комплекте с устройством. Пользователи могут сами пополнять и обновлять ее. Роутер разработан с целью обеспечить часто путешествующих людей удобным и надёжным доступом в интернет вне зависимости от того, в какой точке мира они находятся. И когда вы, например, в Германии, он будет подключаться к локальному оператору связи и тарифицировать вас фактически по локальному тарифу. Nommi также имеет функцию подзарядки смартфона.
На сегодняшний день более 90% продаж Nommi составляют зарубежные рынки. Продажа устройств ведётся в 85 странах, купить могут клиенты из 150 стран, а доставка международная. Основная доля спроса покупателей приходится на рынок США, далее Юго-Восточная Азия, Канада, Австралия, Европа и Ближний Восток. В США, Канаде, Австралии Nommi продаётся на Amazon, в Казахстане — в магазинах электробытовой и компьютерной техники. Средняя цена варьируется от 19 990 тенге до 54 990 тенге.
Благодаря таким идейным и грамотным специалистам, казахстанские проекты могут расти не только в рамках нашего рынка, но и располагаться на международной арене, а также конкурировать с решениями крупных международных компаний. Успех – вещь непредсказуемая и может настигнуть в любое время. Только смелые и дерзкие идеи имеют шанс на всеобщее признание. Самые крупные и успешные организации когда-то создавались обычными людьми, которые жили своей идеей. Мы имеем твердую веру в то, что такие проекты с каждым годом будут только расти и укрепляться на арене международного уровня.