preloader

Сезонность бизнеса и как быть к ней готовым

Сезонность бизнеса можно использовать в свою пользу, главное – правильно разработать стратегию.

Любой опытный предприниматель знает, что в бизнесе бывают период роста и спада. В зависимости от вида деятельности такие периоды могут происходит не так уж и часто. Но, если деятельность является сезонной, то такое явление происходит систематически. Сезонность характеризуется периодическими колебаниями, которые повторяются в определенный период по предсказуемой схеме. Они могут быть ежегодными, ежеквартальными или ежемесячными.

Какие бывают виды сезонности?

  • Умеренная: разница в пределах 10-15%, значительно не влияет на финансовое самочувствие компании. Характерно для товаров, которые в спросе ежедневно. При этом продавцы и поставщики чувствуют себя комфортно на протяжении всего года (такие товары называют всесезонными);
  • Яркая: разница спада продаж достигает 30-40%, приходится предпринимать меры, чтобы стимулировать спрос (лыжи сноуборды, велосипеды);
  • Жёсткая: падение продаж на 50-100%, нет шансов вернуть объёмы на прежние показатели (новогодние товары).

Какой вид бизнеса является сезонным?

Строительство

Как правило, основной поток работы приходится на теплое время года, а зимой представители данной профессии устраивают себе вынужденный отпуск. Это обуславливается тем, что зимой, в холодное время суток некоторые строительные материалы могут быть неустойчивы в морозе, световой день зимой короче, необходимость создания условий для работы.

Ландшафтный дизайн и садоводство

Большинству людей очень импонирует, чтобы их двор или сады цвели разными цветами, но тратить на это свои силы и энергию не все хотят. Данную задачу выполняет специальная группа людей, которые хорошо осведомлены о растениях, цветах и деревьях. Данный вид услуг пользуется спросом в весенний и летний период.

Шиномонтаж

В горячий период «переобувки» автомобилей, за пару недель осенних и весенних месяцев станции шиномонтажа окупают почти половину годовой выручки.

Прокат велосипедов

Популяризация здорового образа жизни – двигатель спроса торговли спортивными товарами и услуг, связанных с ним. Велосипедный сезон обычно длится с апреля по сентябрь, при этом необходимо учитывать также периоды дождей и аномальной жары. Учитывая все нюансы, за сезон вполне реально полностью покрыть первоначальные вложения и добиться  хорошей окупаемости.
Сезонный бизнес очень популярен в нашей стране, так как часто не требуется больших вложений, но ожидаются большие доходы за короткий срок.

На какие виды предпринимательства влияет время года?

В мебельном бизнесе сезонность зависит от вида продукции, так особенно сезонность характерна, например, для садовой мебели, спрос на которую повышается в весенний и летний периоды. Но когда дело касается мягкой и корпусной мебели, разница прибыли в разный сезон почти неощутима.

Существенно сезонность влияет на предпринимательство в сфере туристической отрасли. Но учитывая обстоятельства, происходящие в последнее время на объемы продаж в авиабилетном бизнесе влияет не только сезон, но еще состояние экономики в целом, ограничения посещения определенных стран, в связи с эпидемической обстановкой.

Цветочный бизнес прибывает в особом спросе и приносит максимальную прибыль в весенние дни и перед началом учебного года. За этот период времени предприниматели могут получить выручку в два или три раза больше чем в остальное время продаж.

Что поможет сократить риски и легче пережить «не сезон»?

Тщательное планирование. Например, набирать персонал, оформляя срочный трудовой договор, на месяц или два, при необходимости. А основных работников можно отпускать в отпуск в неблагоприятное для работы время.

Планирование расходов. Например, при получении хорошей прибыли стоит ее отложить. В таком случае, при необходимости не нужно будет брать кредит, достаточно будет обратиться к своим сбережениям. Кроме того, можно привязать расходы к выручке. Когда она максимальна, совершать все необходимые расходы. Это позволит в период спада не расходовать больших сумм.

Смена рода деятельности. Например, те, кто продавал велосипеды летом, переходят на зимние виды спорта в холодное время года. Шиномонтажные станции переоборудуют свои места для технического обслуживания транспорта.

Акции и реклама. Для того, чтобы сгладить сезонные спады в продажах, важно стимулировать продажи акциями и своевременной рекламой, чтобы при наступлении ожидаемого времени, покупатели, не задумываясь, направлялись в ваш магазин.

Как узнать сезонность спроса?

Для того чтобы определить сезонные колебания спроса в сфере услуг и товаров существуют специализированные сервисы. Рассмотрим, как с ними работать.

Яндекс.Вордстат” — бесплатный сервис для подбора ключевых слов, который помогает оценить интерес пользователей к какой-то теме. С помощью него можно:

  • собрать запросы для рекламы и продвижения бизнеса;
  • понять, в какие месяцы и в каких регионах больше и меньше интересуются темой;
  • разобраться, по каким ещё запросам ищут продукт или услугу.

Чтобы получить статистику с учетом нужной гео-позиции, выберите интересующий вас регион. Далее выбираем «Историю запросов» и при необходимости введите капчу. После такой настройки в поисковой строке введите интересующий запрос. Следующий полезный сервис:  “Google Planner”.

В разделе «Получение статистики запросов и трендов» необходимо ввести свой поисковый запрос. Выбрать интересующий регион. После на полученном графике можно увидеть число запросов и уровень конкуренции каждого. Эта информация используется при планировании рекламных кампаний. Чем ниже уровень конкуренции, тем дешевле будет ставка.

Google Trends” — сервис позволяет изучить сезонный спрос на продукцию.

Потребуется указать период анализа (можно задать любой), регион, ввести сам поисковый запрос. Есть удобная функция моментального сравнения результатов по разным запросам. Полученные данные можно сохранить в формате cvs.

Сезонность постоянно вносит свою лепту в торговлю и сферу услуг. Сезонность может сыграть как положительную роль при ведении бизнеса или наоборот. Однако при знании дела и соответствующей подготовке во многих случаях есть возможности обойти ее и обернуть дело в свою пользу.

Посмотрите и другие статьи тоже
Мы стараемся держать вас в курсе последних бизнес-новостей