Рынок e-commerce в Казахстане.
E-commerce — электронная торговля или электронная коммерция — объединяет все площадки и сервисы, где оплата происходит онлайн.
Рынок электронной коммерции стремительными темпами набирает обороты во всем мире, и Казахстан — не исключение.
E-commerce — электронная торговля или электронная коммерция — объединяет все площадки и сервисы, где оплата происходит онлайн.
Толчком к развитию онлайн сферы была пандемия в 2020 году. Тогда многие сферы деятельности перешли в онлайн-режим, в том числе и сфера торговли. Так по официальным данным объём безналичных платежей в Казахстане в 2019 году составлял 13,3 трлн тенге (73% покупки в интернете), то в 2022 году данный показатель составил 19,2 трлн тенге (84% покупки в интернете).
Кто он пользователь интернета в Казахстане?
В Казахстане 17,4 млн из 19,7-миллионного населения пользуются интернетом, что составляет 89,2%.
Из них пользователями интернета являются:
- Мужчин — 47%;
- Женщин — 51%;
- Возрастная категория 20–41 год –40%;
- Возрастная категория 6–19 лет — 29%;
- Выходят в сеть ежедневно — 89% населения республики.
Обычное утро начинается с просмотра новостей или прослушивания музыки. Далее те, кто работают посредством интернета, подключаются к сети. С обеденного времени люди начинают пользоваться социальными сетями для общения друг с другом. В вечернее время пользователи предпочитают смотреть видео, фильмы.
Что послужило причиной развития рынка e-commerce?
Высокий уровень цифровизации в Казахстане способствовал постепенному переходу платформы государственных услуг в онлайн формат, а также переход рынка товаров и услуг в онлайн режим.
Усиленная работа бизнеса над развитием электронных площадок, маркетплейсов на рынке способствуют расширению категорий товаров. Также причиной активного развития рынка e-commerce является развитие и усовершенствование сферы логистических, маркетинговых и сервисных компаний. С их помощью находить, оплачивать и получать товары, приобретенные в интернете, стало не только комфортно, но и безопасно.
Что чаще всего люди покупают посредством интернета?
Онлайн-покупки прочно вошли в жизнь казахстанцев. Купить в сегменте интернет-ретейла можно почти все. Начиная с покупок авиа- и ж/д-билетов, гаджетов, одежды, заканчивая покупками билетов на концерты, кино и на другие развлечения. Сейчас с помощью электронной коммерции можно приобрести все – от еды и одежды до мебели и крупной бытовой техники. По результатам анализа платформ онлайн покупок самыми востребованными товарами являются:
- На первом месте по продажам находятся смартфоны.
- Второе место по популярности заняла бытовая техника.
- Третье место занимает косметические и туалетные принадлежности.
Помимо данных товаров, популярными среди Казахстанцев являются следующие категории товаров:
- товары, предназначенные для домашнего использования;
- лекарственные препараты;
- книги, журналы, газеты;
- детские игрушки;
- одежда;
- украшения.
Почему электронная торговля основательно закрепилась на казахстанском рынке и пользуется полноценным спросом?
- Экономия средств и времени;
- Большой ассортимент товара;
- Бонусы и кэшбеки от покупок;
- Постоянный доступ к покупкам;
- Широкий выбор приложений для онлайн покупок;
- Быстрая доставка товара.
- Выгодные предложения и акции от продавцов.
Какие площадки для электронной торговли пользуются спросом в Казахстане?
- Kaspi.kz
Маркетплейс Kaspi.kz привлекает клиентов широким ассортиментом товаров, где можно приобрести товар в кредит, в рассрочку, а также за безналичный расчет.
- Satu.kz
Площадка Satu.kz является одной из популярных на территории Казахстана. В каталоге представлено все – от промышленных до потребительских товаров.
- Wildberries
Маркетплейс Wildberries распространен в разных странах. На территории Казахстана используется версия kz.wildberries.ru, где цены указаны в тенге, доступны предложения от местных продавцов, можно выбирать удобные способы доставки в ближайшие пункты выдачи.
- Lamoda.kz
Маркетплейс Lamoda – площадка, на которой представлены преимущественно одежда и обувь.
- Tomas.kz
Платформа Tomas.kz – крупнейшая площадка, предназначенная как для покупателей, так и для продавцов.
- Ozon
Маркетплейс Ozon – онлайн мегамаркет, в котором можно приобрести товары для детей и мам, зоотовары, подарки, сувениры и многое другое.
Что ждет в будущем рынок электронной торговли?
На данный момент рынок электронной торговли находится в фазе активного формирования, бесперебойно происходит запуск новых маркетплейсов, интернет-магазинов. Но инвестиции будут концентрироваться в развитие уже существующих игроков. Что в последующем приведет к эволюционному развитию рынка, улучшение сервиса, качества обслуживания, улучшения логистики и совершенствования механизма.