preloader

Реинжиниринг бизнес-процессов: что это такое, виды, принципы и цели 

Реинжиниринг — это методология, которая направлена на изменение бизнес-процессов предприятия для обеспечения существенного роста эффективности всей системы. 

Реинжиниринг — это методология, которая направлена на изменение бизнес-процессов предприятия для обеспечения существенного роста эффективности всей системы. 

Цели и задачи реинжиниринга 

Цели реинжиниринга организации состоят в том, чтобы обеспечить предприятию способность быстро реагировать на изменения внешней среды и потребностей потребителей, снизить все виды затрат и получить возможность максимально улучшить ключевые показатели. Цели реинжиниринга бизнес-процессов  

Итоговая цель реинжиниринга – сделать бизнес-процесс более эффективным для предприятия. Чтобы каждый вложенный рубль окупал себя сторицей. 

 При этом можно выделать конкретные цели на этом пути. 

Улучшение продукта 

Рано или поздно даже самая актуальная на сегодняшний день технология станет анахронизмом. Товар или услуга могут надоесть покупателям и перестанут отвечать духу времени. Но пока до этого не дошло, конкуренты не дремлют и выпускают свой продукт. Цель реинжиниринга – продолжать предлагать рынку конкурентоспособный и востребованный товар (услугу). 

Устранение недостатков на производстве 

Иногда проблема не в некомпетентности сотрудников или отсутствии у них мотивации. Просто сам подход к выпуску продукта неправильный. Он отнимает много ресурсов и денег, не позволяет прибыли расти, финансовая модель рушится или стагнирует. 

Реформирование оргструктуры 

Какие-то департаменты компании могут дублировать функционал других. Либо же перестать работать эффективно в силу изменившихся обстоятельств. Просто так держать в штате специалистов – накладно. Нужно направить их усилия в нужное русло. 

Гибкость и адаптация 

Бизнес живет в эпоху перемен и больших открытий, а главное – изменений потребительских привычек и формировании новых. Успеха добьется тот, кто сумеет адаптироваться к новым условиям. 

В каких случаях компании решаются на реинжиниринг? 

  • Показатели компании стабильно ухудшаются, ей грозит банкротство.  
  • Кризиса в острой форме в компании еще нет, но руководство видит застой или спад эффективности и понимает, что текущие бизнес-процессы устарели. 
  • Нужно быстро перейти на новую бизнес-модель в связи с внешними изменениями. 
  • Компания поглощает другую крупную компанию или приходит на новый рынок. 
  • Речь идет о молодой быстрорастущей компании, у которой нет времени отлаживать и настраивать бизнес-процессы — и это тянет ее назад. 

 Реинжиниринг предусматривает решение следующих задач: 

  • сокращение времени выполнения бизнес-процессов, обеспечивающее рост производительности и ускорение оборачиваемости капитала; 
  • оптимизация использования ресурсов внутри бизнес-процессов, способствующая сокращению затрат компании; 
  • создание бизнес-процессов, которые можно быстро адаптировать под новые технологий, изменения потребностей потребителей и конкурентной среды; 
  • создание эффективных схем взаимодействия с поставщиками и клиентами для увеличения прибыли и оптимизации денежных потоков. 

Виды реинжиниринга 

Виды реинжиниринга бывают разными. По уровню влияния на компанию это могут быть: 

  • Эволюционный. Бизнес-процессы обновляются, но сфера деятельности остается прежней.  
  • Революционный. Компания одновременно обновляет бизнес-процессы и сферу деятельности.  

В зависимости от состояния предприятия выделяют: 

  • Кризисный реинжиниринг. Его используют, когда в работе компании нужны срочные изменения, а их отсутствие может повлечь банкротство предприятия. 
  • Реинжиниринг развития. Компания работает и приносит прибыль, но показатели замедлились. Чтобы улучшить ситуацию, можно произвести плавные изменения. 

Если допускать существование частичного реинжиниринга, то можно выделить: 

  • Текущий. Изменения затрагивают отдельные показатели внутри одного бизнес-процесса; 
  • Процессный. Здесь меняют весь бизнес-процесс. 
  • Системный. В изменения вовлекают все бизнес-процессы предприятия. 

Этапы реинжиниринга
Реинжиниринг бизнес-процессов состоит из семи основных этапов.

Комплексный анализ бизнес-процессов.  

Тщательный анализ обеспечивает всестороннее понимание текущего состояния дел.
Постановка целей.  

Четкие цели направляют команду к конкретным результатам и показателям эффективности.
Выбор команды.  

Привлечение ключевых заинтересованных сторон к этапам реинжиниринга бизнес-процессов имеет первостепенное значение. Различные точки зрения помогают выявлять ключевые проблемы, что приводит к внедрению более инновационных решений.
Подбор технологических решений.  

Компании автоматизируют повторяющиеся задачи, а также поддерживают постепенное внедрение новых методик.
Разработка дорожной карты.  

В дорожной карте необходимо изложить конкретные этапы, сроки и ответственных за исполнение.
Подготовка сотрудников. 

Четко сформулируйте причины реинжиниринга, ожидаемые выгоды и роль сотрудников в этом процессе. Откройте каналы обратной связи и поощряйте работников за участие.
Постоянный мониторинг. 

Непрерывный контроль обеспечивает реализацию предполагаемых улучшений и позволяет своевременно вносить коррективы при возникновении проблем.
Реинжиниринг бизнеса — инструмент для кардинального повышения эффективности компании. 

Посмотрите и другие статьи тоже
Мы стараемся держать вас в курсе последних бизнес-новостей