preloader

Потребительский спрос: факторы влияния и проведение анализа 

Спросом называют желание и возможность потребителей купить определенный товар или продукт.

Каждый в жизни так или иначе встречался с понятием спрос, для человека не занимающегося бизнесом, торговлей, производством это обычное слово, означающее те или иные потребности. Но для категории лиц, занимающихся производством, поставкой или бизнесом по продаже товаров это понятие является ключевым в деятельности.  

Спросом называют желание и возможность потребителей купить определенный товар или продукт. Этот показатель меняется, в зависимости от одного или нескольких факторов: 

  • цена; 
  • сезон; 
  • мода; 
  • наличие товара на рынке в достаточном количестве; 
  • число покупателей; 
  • уровень доходов населения; 
  • конкуренция в сфере производства товара. 

 Потребительским он называется потому, что продукт приобретается покупателем для личных целей. 

Потребительский спрос бывает двух видов: 

  • Индивидуальный. Данный вид спроса подразумевает спрос определенного покупателя по отношению к конкретному товару при различных ценах; 
  • Рыночный. Здесь речь идет о спросе всех потребителей на этот же товар при различных ценах. 

Критерии, обозначающие наличие спроса на товар или продукт:  

  • товар / услуга отвечает требованиям потребителя; 
  • потребитель имеет желание и готов купить именно этот товар или услугу; 
  • потребитель имеет возможность приобрести покупку. 

Именно спрос является гарантией прибыльности и залогом успешной работы компании. Невостребованный товар часто является причиной краха компаний.  

При становлении бизнеса изучение востребованности рынка ложится на плечи предпринимателя, ведь только он является генератором идей и принимает решение о выборе ниши и продукта. Что касается уже действующей компании то работа по изучению востребованности продукта входит в обязанности маркетологов. Они следят за актуальными изменениями и своевременно информируют руководство компании о необходимости внедрения инновационных решений, реструктуризации и других изменениях.  

Когда необходим анализ потребительского спроса? 

  • Выпуск нового продукта 

Для того чтобы выход на рынок продукта прошел так как надо, необходимо изначально провести исследование рынка на предмет спроса на товар. Наши ожидания о том, что продукт будет востребованным, может быть ошибочным, для этого необходимо подготовиться, изучить рынок и тогда уже вкладывать средства в продукцию. 

  • Масштабирование бизнеса 

Прежде чем принять решение об увеличении оборотов продукции, открытии новых филиалов, необходимо понять, а будет ли спрос на товар. Это необходимо для того, чтобы избежать убытков.  

  • Падение или рост продаж 

В обоих случаях важно разобраться, чем обоснован повышенный или пониженный спрос. Это постоянная тенденция или временное явление? Стоит ли нам поскорее избавиться от товара или наоборот, нарастить его количество на складе? 

  • Расширение ассортимента 

Стоит ли вкладывать оборотные и маркетинговые средства в новый ассортимент как раз и покажет изучение спроса на него.  

Как проводить анализ спроса? 

Анализ спроса является залогом успешной жизнедеятельности компании. С его помощью компании собирают важную информацию о рынке и его развитии, выявляют наиболее прибыльные направления производства, находят товары и группы товаров, в которых потребители нуждаются больше всего. Проведение анализа потребительского спроса требует эффективного, обширного исследования рынка. Для этого компании проводят мероприятия, которые, позволяют выявить наиболее приоритетные товары для производства и реализации. В этой связи проводится следующая работа: 

  • Тщательное изучение рынка. В данном направлении проводится комплексная работа по изучению структуры рынка, объемов и тенденции его развития.  
  • Анализ конкурентов. Как говорится, нужно знать врага в лицо. Но на самом деле в данной ситуации они помогут вам изучить позицию деятельности, узнать какие товары пользуются спросом, а также изучить их уникальное торговое предложение. 
  • Аналитика на маркетплейсах. KASPI.KZ, «WILDBERRIES», SATU.KZ, OZON, LAMODA.KZ являются одними из популярных маркетплейсов, с помощью них можно провести анализ какие товары покупают и заказывают чаще остальных. 
  • Изучение целевой аудитории. Важно проработать со своей целевой аудиторией, ведь именно она является основным звеном в продажах. С помощью опросов, викторин, отзывов необходимо выявить покупательскую способность и факторы, которые на нее влияют.  
  • Изучение ценовой политики. Цена — это тот фактор, на который покупатель довольно чувствительно реагирует. Необходимо собрать все данные о ценовом сегменте на рынке предложений, сопоставить эту цену со своими показателями расходов и доходов.   
  • Провести ABC- и XYZ-анализ. ABC-анализ покажет, какие товары приносят больше всего прибыли, а XYZ-анализ — на какие товары есть стабильный спрос. 
  • Проанализируйте изменения спроса. Необходимо также изучить влияние внешних факторов на показатели спроса на товар. Это могут быть сезонные изменения, нововведения из мира моды. 

 Аналитика тенденций спроса на товар позволяет оценить степень заинтересованности потребителя, что в последующем поможет выстроить правильную стратегию предложения и дальнейший план действий предприятия. Планирование, анализ, подготовка — это залог успешной жизнедеятельности компании. Тщательный анализ необходим для того, чтобы предотвратить резкий спад спроса, тем самым дает возможность своевременно внедрять новшества и проводить усовершенствования для удержания в конкурентной среде. 

Посмотрите и другие статьи тоже
Мы стараемся держать вас в курсе последних бизнес-новостей