Пивот
Пивот (англ. «вращаться») представляет собой изменение концепции стартапа — бизнес-модели, продукта, сферы деятельности.
Пивот (англ. «вращаться») представляет собой изменение концепции стартапа — бизнес-модели, продукта, сферы деятельности. Термин ввел американский предприниматель Эрик Рис в своей книге «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели». Угол разворота стартапа может быть незначительным или радикальным.
Изменение курса требуется, если реалии значительно не совпадают с бизнес-планом. Иногда даже небольшой угол разворота (скажем, ряд улучшений продукта) способен помочь стартапу «выплыть».
Важно понимать, что пивот не провал и не поражение, а возможность проверки новой идеи.
Через него прошли сотни мировых брендов. Но пивот — серьезный шаг, от которого зависит судьба компании и команды, поэтому идти на него можно, только объективно оценив риски.
Виды pivot
Эрик Рис в своей методологии предлагает 10 типов пивотов. Выбирать подходящий вариант нужно, опираясь на выявленные проблемы стартапа:
Пивот-увеличение (Zoom-In Pivot) — один из элементов продукта становится основным. Стартап фокусируется на ключевой функции, приносящей наибольший финансовый доход, — она отделяется и выступает самостоятельным продуктом.
Пивот-уменьшение (Zoom-Out Pivot) — основан на преобразовании начального продукта в многофункциональный, то есть прежний становится частью нового, масштабного. Если целевой рынок испытывает потребность в разнообразии предложений, форматов, появляется необходимость в комплексном решении.
Пивот сегмента потребителей (Customer Segment Pivot) — смена целевой аудитории. Если продукт не решает проблемы действующего рынка (например, из-за недостаточного уровня castdev) стартап переключается на сегмент, где присутствует высокая вероятность быть востребованным. Например, перепрофилирование продукта с B2C на B2B.
Пивот потребности целевой аудитории (Customer Need Pivot) — проблема, которую решает действующий продукт, на практике оказывается не столь значимой для потребителя, то есть нет смысла оставлять ее основой бизнеса. Зато аналитика рынка показывает наличие другой «боли», которую стартап способен унять.
Пивот платформы (Platform Pivot) — изменение платформы (например, переход с приложения на софт, и наоборот).
Pivot бизнес-архитектуры (Business architecture pivot) — компании всегда выбирают одну из 2 моделей бизнеса, обе одновременно использоваться не могут. Первая — высокая прибыль и малые объемы продаж, вторая — низкая маржа и большие объемы продаж.
Пивот монетизации (Value Capture Pivot) — смена способа извлечения прибыли. Например, переход с монетизации freemium (предоставление ограниченной версии продукта бесплатно) на рекламную модель (получение дохода с рекламодателей).
Пивот механизма роста (Engine Of Growth Pivot). Исходя из своих целей, стартап выбирает подходящую модель роста: «липкую» (удержание клиентов), вирусную (продвижение продукта через потребителей), оплаченную (повышение доходности каждого покупателя или снижение издержек на их привлечение).
Пивот канала сбыта (Channel Pivot) — смена способа доставки продукта клиентам.
Пивот технологии (Technology Pivot) — применение для действующего функционала продукта нового технологического решения, что делает его более качественным, повышает востребованность, дает возможность снизить расходы или повысить цену.
Стартап может совместить несколько видов пивотов или сфокусироваться на одном.