Онбординг: что это такое простыми словами, примеры использования onboarding в работе компании.
Онбординг это инструмент, который легко и ненавязчиво знакомит пользователей с сайтами и приложениями, рассказывает, для чего они предназначены и как их использовать в повседневной жизни.
Онбординг — комплекс элементов, демонстрирующих, как работает сайт или приложение и чем оно полезно. При помощи онбординга человеку легко разобраться с незнакомым веб-ресурсом или программой и понять, за что отвечают различные элементы интерфейса и как действовать, чтобы получить нужный результат.
Онбординг нужен для того, чтобы вовлечь пользователя, показать ему ценность продукта и объяснить, как именно он решает его проблему. Конечная цель онбординга состоит в удержании аудитории и повышении конверсии в целевое действие. Другими словами, он помогает сделать так, чтобы клиент не просто не ушел к конкуренту, а еще и продвинулся в воронке продаж как можно ближе к покупке. Для достижения таких показателей требуется сопроводить человека от момента регистрации до совершения заказа, провести его «за руку» по главным разделам и пройти с ним все важные шаги для ознакомления с работой диджитал-проекта.
Цели онбординга:
- Обучить клиента пользоваться продуктом.Зайдя на сайт или скачав приложение, клиент надеется как можно быстрее решить свою проблему. Если пользователь быстро освоит продукт и успешно выполнит свои задачи, то он останется доволен и будет пользоваться сервисом и дальше.
- Удержать пользователей на первых этапах работы с сервисом. Пользователи решают, какими приложениями больше не будут пользоваться в первые 3-7 дней. Поэтому важно доказать клиенту ценность своего продукта в первые дни использования.
- Повысить удовлетворенность клиентов.Онбординг в разы снизит количество пользователей, которые остались недовольными из-за того, что не разобрались в работе сайта или приложения. Чем больше довольных пользователей, тем больше прибыли они принесут и чаще будут вас рекомендовать.
- Увеличить прибыль.Чем больше потенциальных клиентов поймет, что им полезен ваш сервис, тем выше будет прибыль.
- Снизить нагрузку на техническую поддержку.Обычно больше всего вопросов по продукту возникает у новых пользователей. Если добавить обучение, то у новичков будет возникать меньше вопросов и количество обращений в техподдержку уменьшится.
Существует много способов для реализации онбординга. Выделим самые популярные:
- Всплывающие окна (поп-апы). Простой инструмент, который можно внедрить как на сайт, так и в мобильное приложение. Обучающие экраны появляются при первом открытии сервиса, они приветствуют юзера и могут содержать информацию об основном функционале или преимуществах.
- Контекстные подсказки (tooltips). Маленькие окна с короткими объяснениями, которые возникают при наведении курсора / нажатии пальцем на определенные кнопки.
- Welcome-письмо. Приветственный e-mail, а также цепочка ознакомительных электронных писем, в которых даны рекомендации по использованию диджитал-продукта или подборки полезных статей из блога.
- Геймификация. Онбординг в виде игры: за выполнение конкретных действий пользователь получает «очки опыта», особенный статус или другие бонусы.
- База знаний. Полезно иметь на сайте или в приложении отдельный блок, где собраны обучающие текстовые и видеоматериалы.
- Чат-бот. Диалоговое окно на веб-сайте, в котором можно получить ответ по запросу. Онлайн-чат должен функционировать 24/7, чтобы клиент мог задать интересующий его вопрос в любое время.
- Пустые экраны. Экраны-заглушки, которые отображаются в местах, где должен будет появиться контент. На них обычно написано что-то вроде «Здесь пока ничего нет» или «Добавьте первую запись».
- Пользовательские кейсы. Эффективный подход, при котором создают несколько шаблонов для персонализации контента внутри проекта. Пользователь может сам выбрать то, что подходит ему больше. Как пример — музыкальные онлайн-сервисы, дающие возможность отметить предпочтения в жанрах и исполнителях сразу после регистрации.
Довольно часто разработчики применяют сразу несколько онбордингов для большей эффективности.
Чтобы качественно справиться с реализацией задач по внедрению onboarding-элементов на уже существующей площадке, администратор может найти вдохновение посредством просмотра порталов, уже решивших свои проблемы в рамках этого направления. К числу таковых, несомненно, относятся:
- Busuu — сервис изучения иностранных языков для новичков;
- Pinterest — поиск интересов для людей с разными предпочтениями;
- Trello — эффективный таск-менеджер;
- Apple Pie — сервисный центр по ремонту техники и так далее.
Все упомянутые платформы задействуют самые качественные виды онборд-систем, предлагая людям познакомиться с по-настоящему интересным и увлекательным пользовательским опытом.
Главнoе в онбординге — забoта o клиенте. Пoкажите клиенту, как быстро и просто можно решить прoблемы с помощью вашегo продукта, вовлекайте его во взаимодействие с интерфейсом. Добавляйте только те шаги, которые работают на достижение цели пользователя. Расскажите, как ценен ваш продукт. Ведь именно от первого впечатления зависит, останется ли с вами клиент или нет.