preloader

Монопсония

Монопсония — ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель (и множество продавцов).

Монопсония (греческое μόνος [mónos] «один» + ὀψωνία [оpsōnía] «покупка») — ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель (и множество продавцов).
Термин «монопсония» впервые был представлен Джоан Робинсон в ее книге, «Экономика несовершенной конкуренции», опубликованной в 1933 году. Робинсон приписывают классику ученого Бертрана Хальварда из Кембриджского университета в общности

На рынках данного типа определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели. Примером монопсонии является рынок труда, на котором множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы.

Монопсония возникает при следующих условиях:

  • на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединённых в профсоюз, а с другой — либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединённых в одну группу и выступающих как единый наниматель труда;
  • данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии;
  • этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т. п.);
  • фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.                                Рынок труда с элементами монопсонии не является редкостью. Особенно часто подобные ситуации складываются в небольших городах, где действует только одна крупная фирма — наниматель труда.

    При совершенном конкурентном рынке труда предприниматели имеют широкий выбор специалистов, мобильность труда абсолютна, любая фирма нанимает труд по неизменной цене, а кривая предложения труда в отрасли отражает предельные издержки на наём ресурса — труда. В условиях же монопсонии сама фирма-монопсонист олицетворяет собой отрасль, поэтому кривые предложения труда для фирмы и отрасли совпадают. Но для отдельной фирмы-монопсониста кривая предложения труда показывает не предельные, а средние величины издержек на наём труда, для монопсониста кривая предложения труда является кривой средних издержек (ARC), а не предельных.

    Применительно к биржам монопсония может быть также ложной, например, когда при высокой цене большинство покупателей не включается в торги.

Посмотрите и другие статьи тоже
Мы стараемся держать вас в курсе последних бизнес-новостей