Маркетинг
Комплекс действий предпринимателя по созданию, продвижению и предоставлению продукта покупателям
Маркетинг – это комплекс действий предпринимателя, чтобы создать продукт, продвинуть его и предоставить покупателям. Плюс управление отношениями с покупателями.
Главная задача маркетинга – извлечение прибыли. Маркетинга включает в себя очень широкий спектр мероприятий, направленных на улучшение позиций организации на рынке. У каждой компании свои методы, стратегии и инструменты, начиная с конкурентного анализа и заканчивая повышением конкурентоспособности товара или услуги. Конкретные мероприятия и каналы определяются маркетологами предприятия в соответствии с поставленными целями и задачами.
Цели и задачи маркетинга
Кроме получения прибыли, к задачам маркетинга относятся:
- Анализ рынка – текущая ситуация, спрос и предложения, тренды и т. д.
- Анализ целевой аудитории – ее потребности, «боли», признаки, особенности.
- Анализ конкурентов – цены, ассортимент, определение сильных и слабых сторон, разработка стратегий по «обгону» лидеров рынка.
- Грамотная разработка ценовой политики компании, изучение системы ценообразования.
- Создание и улучшение ассортимента.
- Повышение качества сервиса и предоставляемых услуг.
- Налаживание связей с клиентом, повышение доверия и лояльности потребителя.
- Продвижение своих товаров и услуг в офлайн- и онлайн-пространстве.
- Повышение узнаваемости бренда, деловой репутации и имиджа.
- Повышение конверсионных показателей компании.
- Увеличение объемов производства, продаж.
и многие другие
Функции маркетинга
Маркетинг может выполнять несколько функций.
- Аналитическая.
Подразумевает исследование и изучение внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на компанию в той или иной степени, рынка – его текущее состояние, конкурентов и потребностей аудитории. Все данные, полученные в ходе проведения этих исследований, помогают увидеть объективную картину текущей ситуации, принять более качественные решения, правильно определить стратегии, методы, выбрать используемые инструменты.
- Производственная.
Подразумевает все, что связано с производством продукции, начиная с разработки и освоения технологий и заканчивая организацией материально-технических ресурсов. Производственная функция маркетинга позволяет улучшить качественные характеристики товара и, как следствие, его конкурентоспособность.
- Функция управления и контроля.
Любая деятельность на предприятии требует контроля и управления – в этом заключается еще одна функция маркетинга. Грамотная реализация управленческой структуры, отделы планирования и прогнозирования, организация коммуникации и обеспечение информацией – без всего этого не обойтись ни одному крупному предприятию.
- Функция продаж.
Подразумевает мероприятия, нацеленные на повышение продаж и стимулирование спроса: грамотное ценообразование, создание ассортимента, соответствующего спросу и желаниям потребителей, продвижение и реклама, стимулирование сбыта.
- Инновационная.
Данная функция подразумевает разработку и внедрение в производство инновационных технологий, создание нового товара или услуги.
Методы маркетинга
- Аналитика
- Опросы
- Наблюдения
- планирование и прогнозы
- разработка политики ценообразования
- информационные методы
- PR и рекламные методы
- личные продажи
- консультации
- программы лояльности
- пропаганда.
Маркетинговая стратегия компании является основным, фундаментальным элементом. Именно выбранная стратегия определяет дальнейшую работу, используемые методы, инструменты. Для грамотного выбора стратегии маркетолог предприятия обязан знать текущее состояние рынка, положение компании в нем и объективно оценивать имеющиеся ресурсы. Вся эта информация должна быть добыта исключительно опытным и аналитическим путем. Стратегия должна включать в себя:
- аналитические данные по рынку, конкурентам, потребителям;
- объективную оценку возможностей самого предприятия и его конкурентов;
- пути «обгона» лидеров рынка, либо «отрыва» от конкурентов, если компания сама является лидером;
- грамотно поставленные цели;
- позиционирование предприятия, методы позиционирования;
- методы и инструменты продвижения;
- экономическое обоснование всех вышеизложенных аспектов.
- Маркетинговый план
Маркетинговый план – это документальное представление принятых стратегий. Иными словами, это документ, бумага, на которой расписан каждый этап, каждый шаг компании. Маркетинговый план подразумевает не только теоретическую, но и практическую часть. В нем описано, кто, что и как делает. Буквально каждый шаг каждого сотрудника предприятия.