Кейтеринг
Кейтеринг – отрасль общественного питания, с применением выездного производства и (или) выездного оказания услуг.
Кейтеринг (catering) – отрасль общественного питания, с применением выездного производства и (или) выездного оказания услуг. Понятие кейтеринг происходит от английского слова cater – поставлять, угождать, обслуживать.
Кейтеринг предполагает не только доставку заранее приготовленной пищи, но и обслуживание клиентов: доставку, сервировку, уборку и тому подобные услуги. Важное отличие кейтеринга от оказания услуг стационарного питания (HoReCa, отель-ресторан-кафе) – мобильность, когда услуга оказывается по месту расположения потребителя.
Кейтеринг-индустрия – сектор сферы общественного питания, связанный с оказанием подрядных услуг по организации удаленного обслуживания потребителей. Кейтеринг – одна из самых популярных услуг в комплексе организации регулярного менеджмента.
Маркетинг кейтеринга – это маркетинг оказания услуг. Однако комплекс маркетинга кейтеринга имеет свою специфику. В первую очередь маркетинг кейтеринга должен учитывать помимо услуг питания, развлечения, услуги аутсорсинга. С точки зрения рыночного сегмента маркетинг кейтеринга так же имеет отличительные особенности. Говоря о маркетинге, стоит учесть, что предполагая оказание услуг, в большей мере, корпоративному сегменту, марrетинг кейтеринга должен учитывать такие сферы и рыночные сегменты, как:
- b2b (сдача и наем в аренду оборудования и транспорта, обслуживание точек питания бизнес и торговых центров);
- сегмент HoReCa (в первую очередь, гостиничное питание);
- индустрию развлечений (обслуживание ивентов, пикники, обеспечение райдера артистов и проч.);
- cегмент b2c (обслуживание свадеб, юбилеев, VIP-кейтеринг и проч.).
- госсектор (городские события, праздники, государственные ивенты, питание для армии, полиции и проч.);
- индустрию туризма (обслуживание туристических потоков, мест и маршрутов);
- социальный кейтеринг (обслуживание детский учебных заведений, медучреждений и проч.)
- индустрию транспорта (обслуживание сотрудников транспортных предприятий, пассажиров)
Помимо этого, маркетинг кейтеринга должен учитывать сезонность, которая является характерной чертой отрасли.
Классификация кейтеринга:
Можно выделить три основных вида кейтеринга: приготовление пищи и оказание выездных услуг, приготовление пищи за пределами помещения и выездное обслуживание и контракт на поставку готовых к потреблению блюд.
Виды кейтеринга по типу оказания услуг:
- Тайм-кейтеринг (кейтеринг события) – обслуживание мероприятия (ивента): корпоративной вечеринки, торжественного мероприятия, выставки, дилерской конференции. Данный вид кейтеринга предполагает разовое оказание услуг, ориентированное на событие;
- Плейс-кейтеринг (контрактный кейтеринг) – обслуживание удаленно расположенного подразделения клиента: доставка обедов в офис корпоративного клиента. Данный вид кейтеринга предполагает постоянную – контрактную работу;
- Транспортный кейтеринг – организация питания на авиационном, железнодорожном, морском. автомобильном транспорте, при организации регулярных перевозках сотрудников компаний и потребителей транспортных услуг. Кейтеринг предполагает доставку продуктов к месту и времени отправления и(или) снабжение продуктами по всему пути следования;
- Кулинарный кейтеринг (cookery) – производство и продажа «на вынос» или с доставкой до клиента производимой планово кулинарной продукции. Доставка может производится силами подразделения кейтеринговой компании или отдельной транспортно-экспедиционной компанией.
Классификация кейтеринга по типу клиентов:
- Офисный кейтеринг (office catering) – организация питания сотрудников компаний;
- B&B кейтеринг (bed & breakfast catering) — кейтеринг небольших гостинниц, мотелей;
- Бар-кейтеринг (bar & bufet catering) – организация фуршетов, «шведских столов» и буфетов;
- Отельный кейтеринг (hotel catering) – организация питания постояльцев гостинниц;
- Резидентал-кейтеринг (residential catering) — организация обслуживания питания частных потребителей;
- Кейтеринг стройплощадок (building site catering) – снабжение питанием строительных рабочих, поставка продуктов непосредственно на объекты строительства) ;
- Социальный кейтеринг – услуги по организации питания для некоммерческих организаций: приютов, больниц, питания военнослужащих и сотрудников прочих иных структур;
- Эвент-кейтеринг (event catering) – кейтеринг специальных событий – эвентов (см. тайм-кейтеринг);
- Транспортный кейтеринг (см. выше);
- и т.д.
Кейтеринг предполагает следующие виды работ:
- подготовка меню и расчет стоимости меню;
- тестинг – предварительная дегустация блюд их для оценки заказчиками;
- планирование пространства – зонирование территории и подготовка плана технического помещения;
- сценарий кейтеринга – планирование времени, составление схемы обслуживания, графика этапов кейтеринга, управление потоками;
- менеджмент кейтеринга – составление транспортного плана, списки персонала, схемы ввоза и вывоза, инструктаж персонала и координация со службами клиента, обслуживающими событие.
История кейтеринга. Кейтеринг-индустрия начал активно развиваться в начале XX века в США,с началом крупномасштабных работ по строительству высотных зданий. В этот момент потребовалась системная организация питания строительных рабочих. В последующим, идея кейтеринга получила распространение для организации питания сотрудников эксплуатационных компаний, обслуживающих высотные здания. Уже к середине века кейтеринг получил признание в качестве услуги организации постоянного питания офисных работников бизнес-центров и крупных производственных предприятий.