Искусственный интеллект как помощник для бизнеса
Будущее за искусственным интеллектом – утверждают ученые. Что он из себя представляет, и какие преимущества может дать вашему бизнесу, узнайте подробнее из новой статьи.
Многие люди до сих пор ассоциируют искусственный интеллект с фантастическими антиутопиями, но эта характеристика ослабевает по мере его развития и того, как эта технология становится обычным явлением в нашей повседневной жизни (взять хотя бы виртуальных голосовых помощников Siri и «Алиса» или персональные рекомендации на Netflix).
В бизнесе искусственный интеллект (artificial intelligence – AI) имеет широкий спектр применения. Фактически, большинство из нас в той или иной форме взаимодействует с ним ежедневно. Но считать определенные приложения «искусственным интеллектом» – все равно, что называть условно Hyundai Accent 2019 года «транспортным средством». Это технически правильно, но не раскрывает каких-либо деталей. Чтобы понять, какой тип ИИ преобладает в бизнесе, нужно копнуть глубже.
Накопление больших объемов данных, полученных от пользователей через социальные сети, электронную коммерцию, образовательные и другие платформы, а также более глубокое понимание того, как использовать эти данные, создали большой спрос на интеллектуальные системы искусственного интеллекта. Машинное обучение, системы, основанные на знаниях, и обработка естественного языка – вот некоторые из его лучших реализаций на сегодняшний день.
Что такое искусственный интеллект?
Прежде чем исследовать, как технологии искусственного интеллекта влияют на деловой мир, важно дать определение этому термину. Согласно Википедии, «искусственный интеллект – это свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека». Данный широкий термин, относится к любому типу компьютерного программного обеспечения, которое задействовано в деятельности, подобной человеческой, включая обучение, планирование и решение проблем. «Искусственный интеллект – это не формат и не функция, это процесс и умение думать и анализировать данные», – отмечают эксперты Oracle.
Современная область AI возникла в 1956 году, но потребовались десятилетия работы, чтобы добиться значительного прогресса в разработке системы и ее воплощения. Несмотря на скептические прогнозы некоторых ученых, становится ясно, что ИИ вносит очень реальный, позитивный вклад в развитие мира, особенно когда речь о его применении в бизнесе. «Если над технологиями будущего работают разные специалисты, они действительно стремятся к тому, чтобы эти технологии использовались на благо всего человечества», – говорит директор Стэнфордской лаборатории искусственного интеллекта Фэйфэй Ли. Также компании – лидеры отрасли внедряют этические правила его применения, как это, например, сделали Сбер или Google, который в 2018 году опубликовал собственный свод принципов по ИИ.
Технологии AI в бизнесе
Для начала давайте рассмотрим некоторые решения ведущих компаний мира в своей отрасли по внедрению этой инновации в свое предприятие.
– Dominos испытывает роботов-автоматов Starship Technology для доставки пиццы в Германии. Эти беспилотные роботизированные наземные транспортные средства от эстонских инженеров развивают максимальную скорость до 16 километров в час, и являются более рентабельными и эффективными для доставки на короткие расстояния по сравнению с автомобилями. Just Eat начал использовать эту же технологию для доставки еды на вынос в Лондоне.
– Инструмент IBM Chef Watson использует AI, чтобы помочь шеф-поварам и ресторанам разрабатывать рецепты и предлагать совершенно новые сочетания вкусов.
– Британский модный дом Burberry привлек искусственный интеллект для борьбы с контрафактной продукцией и повышения качества обслуживания клиентов. Что касается последнего, программы вознаграждения и лояльности компании собирают данные о клиентах, которые затем анализируются, чтобы обеспечить более индивидуальный подход к покупкам для каждого покупателя.
Но если вам кажется, что ваши объемы пока не могут конкурировать с западными аналогами и вам еще рано думать о внедрении искусственного интеллекта в свой бизнес, то вы ошибаетесь. Прогресс в области инструментов ИИ сделал его более доступным для компаний. При этом это нововведение может значительно снизить затраты, повысить эффективность и производительность, а также создать возможности для выхода на новые продукты, услуги и рынки.
Области применения
Один из самых распространенных вариантов использования ИИ на предприятиях сосредоточен вокруг обслуживания клиентов и их поддержки. Наиболее широко применяемая разработка для этих целей – это чат-боты. AI также поддерживает функции рекомендаций, которые используют данные о клиентах и прогнозную аналитику, чтобы предлагать продукты, в которых они, скорее всего, будут нуждаться или захотят купить. Интеллектуальные системы также могут помочь сотрудникам лучше обслуживать покупателей, опираясь на аналитику, аналогичную той, которая используется в чат-ботах и механизмах рекомендаций, чтобы формировать лучшие предложения.
Со временем искусственный интеллект становится и частью маркетинга. ИИ может не только помочь в разработке маркетинговой стратегии, но и сыграть важную роль в ее реализации. Технологии сортируют клиентов по интересам или демографическим группам, могут таргетировать им рекламу на основе истории просмотров и являются важным инструментом, который дает клиентам, что они хотят. При этом современный бизнес больше не ждет, что пользователь будет постоянно искать в Google желаемый товар или услугу. Парадигма меняется в отношении того, что нужная информация уже сама находит своего пользователя в точное время. Что касается продаж, искусственный интеллект помогает улучшить их прогнозирование, предсказать потребности клиентов и улучшить коммуникацию.
Организации в разных отраслях применяют AI для улучшения управления цепочек поставок. Они используют алгоритмы машинного обучения, чтобы предвидеть потребности, а также определить оптимальное время для перемещения расходных материалов. В этом случае он помогает владельцам бизнеса создавать более эффективные и рентабельные цепочки поставок, сводя к минимуму, и даже устраняя затоваривание и риск нехватки востребованных позиций. Более того, все чаще artificial intelligence стал применяться и в процессе контроля качества.
Оптимизация – еще один вариант использования ИИ, который распространяется на разные отрасли и задачи. Приложения на основе искусственного интеллекта могут использовать алгоритмы и моделирование для превращения данных в полезные сведения о том, как организации могут оптимизировать ряд функций и бизнес-процессов – от графиков рабочих до ценообразования на производственные продукты.
Поскольку разработчики приложений для бизнес-процессов встраивают возможности искусственного интеллекта в свои программы, он становится уже частью всего предприятия. Эта технология в настоящее время также является главным помощником в такой ключевой области как кибербезопасность.
Перспективы
К 2025 году на планете будет насчитываться более 40 миллиардов интеллектуальных устройств, которые будут развиваться в качестве личных помощников, и 90% из них будут обладать «умными» функциями с элементами искусственного интеллекта, считают эксперты Huawei.
Применение искусственного интеллекта в бизнесе все еще находится на начальной стадии, но внедрение растет быстрыми темпами. Технологии AI уже трансформируют практически все бизнес-процессы в каждой отрасли. По мере digital-революции эта область становится императивом для предприятий, которые хотят сохранить конкурентное преимущество. Согласно Глобальному индексу использования искусственного интеллекта от IBM на 2021 год почти три четверти компаний сейчас используют ИИ (31%) или изучают возможность его использования (43%).
В начале 2021 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что Казахстан планирует в течение пяти лет привлечь на создание национального кластера искусственного интеллекта более 1 миллиарда долларов инвестиций. Таким образом, повсеместное внедрение AI в нашей стране – это вопрос времени. Отечественные стартапы уже активно используют данную технологию в своих проектах, как это например, сделал прошлый победитель нашего конкурса «Построй свой бизнес» – разработчик системы по ранней диагностике инсульта Cerebra, созданной на основе ИИ. Еще один пример – казахстанское приложение Goods Checker или своего рода «киберглаз», который с помощью искусственного интеллекта анализирует товары на полках магазинов.
Сегодня этот интеллектуальный элемент присутствует во всех функциях, поддерживающих бизнес, таких как человеческие ресурсы, финансы и юриспруденция. Но вне зависимости от того, хотите вы использовать его для удовлетворения потребностей своих клиентов, улучшения бизнес-процессов или и того, и другого, критически важно применять стратегический подход. Внедрить искусственный интеллеккт в свою стратегию – это вклад в будущее своего бизнеса и возможность быть впереди конкурентов.
При этом настоящие преимущества проявляются, когда AI сочетается с человеческим опытом. Искусственный интеллект, особенно в случаях использования в бизнесе, должен ставить людей в центр внимания и увеличивать человеческий потенциал за счет автоматизации утомительных рабочих процессов, упрощения данных и предоставления людям возможности сосредоточиться на более важном анализе, принятии решений и инновациях.