Френдшоринг (friendshoring)
Френдшоринг (аллишоринг; англ. friendshoring, ally-shoring) — акт производства и поиска источников из стран, которые являются геополитическими союзниками.
Френдшоринг (аллишоринг; англ. friendshoring, ally—shoring) — акт производства и поиска источников из стран, которые являются геополитическими союзниками. Некоторые компании и правительства преследуют друзей как способ продолжения доступа к международным рынкам и цепочкам поставок при одновременном снижении определенных геополитических рисков. Тем не менее, френдшоринг несет свои собственные риски, в том числе более дорогое производство и снижение экономического производства.
Бонни Глик впервые использовала термин «союзнический шоринг» в начале пандемии Covid-19, будучи заместителем администратора Агентства США по международному развитию. В июне 2021 года термин «союзник-шоринг» был использован в статье Брукингского института. В апреле 2022 года Джанет Йеллен использовала термин «френдшоринг» в одном из своих выступлений, а Белый дом говорил о «союзничестве и дружбе» в июньском докладе 2022 года об устойчивых цепочках поставок
Френдшоринг может помочь смягчить риск цепочки поставок, связанный с геополитической напряженностью, в которой страны имеют полный контроль над потоком важных материалов. При надлежащем балансе с решорингом, friendshoring может способствовать устойчивости цепочки поставок.
Френдшоринг делает цепочки поставок более надежными, поскольку он уменьшает зависимость от стран, которые не являются союзниками. Например, компании, работающие в Китае, столкнулись с существенными перебоями из-за политики нулевого COVID.
Когда оншоринг невозможен или невозможен, френдшоринг может быть полезной практикой для поддержания оффшорных операций, а также для снижения риска. Например, литий, наряду с другим сырьем, доступен только в определенных частях мира. Кроме того, если сложные, зрелые цепочки поставок уже разработаны для конкретного предложения или услуги, нецелесообразно перемещать все на суше, и дружба была бы полезна.
Во многих отраслях промышленности, таких как автомобильная промышленность, готовая продукция производится через торговлю промежуточными товарами с другими странами. В таком случае френдшоринг может быть более осуществимым, чем оншоринг.