preloader

Бизнес по франшизе. Самое важное

Бизнес на начальном этапе можно развивать самостоятельно, а можно пойти следом за другим предпринимателем, который уже добился успеха. Сколько за это нужно заплатить и где искать франшизу?

Бизнес – это неизведанная тропа, которую бизнесмен прокладывает самостоятельно. Успех не гарантирован. Однако есть схема, когда можно пойти следом за другим предпринимателем, который уже добился успеха. Естественно, что первопроходцу надо заплатить.

Преимущества франчайзинга

Запуская свой бизнес, предпринимателю необходимо решить множество вопросов: где будет покупать сырье/товар, какой будет дизайн у точки продаж, как и где заниматься продвижением, как обучать персонал и так далее.

Однако этот опыт уже имеется у большого количества предпринимателей, и некоторые из них готовы регулярно им делиться. А также предоставить для использования свой бренд. Данная схема именуется франчайзингом. Опытный бизнесмен, который передает знания и технологии, называется франчайзер, а начинающий – франчайзи.

Но главное достоинство открывать бизнес по франчайзингу – это более высокая вероятность успеха. Ее обуславливают передача отработанных бизнес-процессов и узнаваемость бренда, которые уже прошли проверку временем и доказали свою успешность.

Цена вопроса

Расходы на франшизу складываются из двух платежей — стартового паушального взноса и роялти. Первый выплачивается сразу при заключении договора, а второй франчайзи перечисляет с определённой периодичностью (раз в месяц/полгода/год – по договоренности).

На рынке есть предложения, где паушальный взнос начинается от $1000. Причем это конечная сумма, куда уже входит готовый сайт, товар от производителя, постоянная поддержка и опыт франчайзера. Но по мнению экспертов, такие бизнесы априори не могут приносить больше $1–2 тыс. чистой прибыли в месяц. Этого в принципе достаточно для начинающих предпринимателей, чтобы получить первый опыт.

Бизнесы с большим потенциалом прибыли (от $7–10 тыс. в месяц), как правило, требуют не меньше $40–50 тыс. начальных вложений.

Второй платеж, роялти, не всегда включается в сделку. Но если присутствует, то может быть двух видов – процентным или фиксированным. В первом случае франчайзи платит франчайзеру часть от оборота — от 1 до 10%. Во втором — размер платежа известен заранее и остаётся стабильным. Однако не всегда фиксированная модель означает, что сумма отчислений останется неизменной. Иногда франчайзеры постепенно увеличивают размер фиксированных выплат по мере того, как франчайзи «встаёт на ноги».

Несмотря на первую реакцию, что лучше брать франшизу без роялти, на самом деле она выполняет полезную функцию – стимулирует франчайзера быть заинтересованным в прибыли франчайзи. Таким образом налаживается более плотное и плодотворное сотрудничество.

В то же время начинающему предпринимателю стоит помнить, что стоимость покупки франшизы — это ещё не все расходы на создание бизнеса. В итоговый объём затрат еще войдут ремонт и аренда помещения, покупка оборудования, наем и обучение персонала.

Где искать франшизу?

В Казахстане существует несколько сайтов, где представлены каталоги компаний, продающих свои франшизы. Достаточно вбить в поисковике «каталог франшиз в Казахстане».

Примерно половина всех представленных франшиз требуют менее $10 тыс. инвестиций, 20% – от $10 до $25 тыс., 20% – от $25 до $50 тыс., и лишь 2% франшиз – более $300 тыс. вложений.

В основном, представленные на рынке Казахстана недорогие франшизы сегодня из России, далее идут отечественные франшизы, проекты из Украины, США и Германии.

По данным специализированных изданий, 30% предложенных на рынке франшиз представляют специализированные магазины и бизнес по розничной торговле, 22% франшиз – это проекты общественного питания, 15% – услуги и 8% – производственные и автофраншизы.

Какого франчайзера можно считать хорошим?

Хороший франчайзер поддерживает франчайзи по широкому спектру вопросов. В их числе могут быть:

1. Помощь при подборе помещения – чтобы она была с высокой проходимостью.

2. Обучение по управлению франшизой, в которые входят операционные процессы, работа с персоналом, бухгалтерский учёт, использование дополнительных сервисов и IT-платформ, юридические вопросы, соответствие всем видам норм

3. Передача вместе с франшизой дополнительных сервисов. В их число могут входить сервисы удалённого видеонаблюдения, необходимые как для сегмента HoReCa, мед. учреждений, онлайн-трансляции с кухни для общепита, онлайн-витрины.

4. Маркетинговая поддержка. Надёжные франшизы практически всегда занимаются продвижением сети в целом, включая открытые по франшизе точки. Поэтому в некоторых договорах есть обязательное перечисление франчайзеру n-ной суммы на рекламу.

5. Показ финансовой документации и бизнес-показателей. Чтобы франчайзи мог проверить успешность ведения бизнеса.

Виды франчайзинговых договоров

Между франчайзером и франчайзи может быть заключен один из двух видов договора — коммерческой концессии или лицензионный.

Если упрощенно, то концессионный договор подразумевает более плотное сотрудничество. Например, контроль качества услуг со стороны франчайзера.

Лицензионный же договор даёт франчайзи лишь возможность использовать конкретные разработки франчайзера. Например, использование баз данных, компьютерных программ, изобретений правообладателя и так далее. Использование товарного знака не является обязательным условием лицензионного договора.

Вне зависимости от типа договора, до его подписания франчайзи и франчайзер должны подробно обсудить условия сотрудничества. Вот на что стоит обратить внимание:

• Срок и территория — где и как долго франчайзи может работать по условиям франшизы. Эти моменты в договоре важно прописать максимально подробно. Следует уточнить и эксклюзивность прав франчайзи на работу в определённом регионе — без этого пункта франчайзер может продать франшизу на этой территории кому-то ещё.

• Способы передачи информации — речь идёт о процессе обмена документами. Расплывчатая формулировка вроде «в любом доступном виде» не подходит — без указания конкретного носителя данных стороны договора не смогут доказать, что передали или приняли франшизный пакет.

• Порядок расторжения договора. Аннулировать соглашение о франшизе франчайзи могут в одностороннем порядке — для этого обычно достаточно заранее предупредить франчайзера. Однако процедуру стоит обсудить до подписания договора. Может оказаться так, что франчайзи по принятым условиям будет обязан предупредить о выходе из бизнеса за год. В течение всего этого времени предприниматель должен платить роялти — даже если франшиза принесла только убытки.

• Обязанности сторон. Выбор поставщиков, ценообразование, обучение сотрудников и продвижение франчайзи — любые обязательства продавца и покупателя франшизы должны быть известны и понятны перед заключением сделки.

Распространенность франчайзинга в Казахстане

По данным ассоциации франчайзинга Kazfranch, в Казахстане действует от 300 до 360 франчайзинговых систем, из которых на долю отечественных франшиз приходится не больше 24%. В среднем каждая сеть насчитывает 4-5 франчайзинговых точек. Самое большое количество – 60, минимальное – 1. Общее число франчайзинговых точек по Казахстану – 1745.

При этом имеют место случаи, когда компании не афишируют свои лицензионные соглашения и не регистрируют свою интеллектуальную собственность.

Стоит отметить, что движение происходит и в обратном направлении, когда казахстанские франшизы используются за рубежом. Из наиболее активных и успешных KazFranch отмечает бренд оздоровительных центров «Айкуне», который развивается не только в Казахстане, но и в России, а также в других странах. Также иностранных бизнесменов заинтересовали бренды кафе Ланчжоу и сеть диагностических центров «Олимп».

Важно для понимания

При всех выше описанных достоинствах предпринимателям стоит помнить, что франшиза – это не золотая жила. Недостаточно купить стартовый пакет и больше ничего не делать. Нужно быть готовым нести ответственность и понимать все риски – пусть и не в такой мере, как при обычном бизнесе «с нуля». Франчайзер не обязан вместо франчайзи запускать и контролировать рекламную кампанию, улучшать дисциплину сотрудников, вести бухгалтерию и другие аспекты деятельности.

Посмотрите и другие статьи тоже
Мы стараемся держать вас в курсе последних бизнес-новостей