preloader

Электронная коммерция

Предпринимательская деятельность, которая так или иначе связана с Интернетом

Электронная коммерция (E-commerce) – это предпринимательская деятельность, которая так или иначе связана с Интернетом. Это может быть продажей услуг или товаров, распространение, реклама, продвижение, интернет-банкинг, бронирования билетов и отелей, транзакции в платежных системах и  онлайн-маркетинг.

Виды электронной коммерции в Интернете

В зависимости от целевой аудитории электронная коммерция делится на следующие виды:

B2B (Business-to-Business). Ниша «Бизнес для бизнеса» подразумевает коммерческие отношения между юридическими лицами. То есть компании взаимодействуют между собой – заключают сделки. Для налаживания контактов, поиска партнеров и переговоров в В2В используются специализированные интернет-площадки.

B2C (Business-to-Consumer). Сфера «Бизнес для потребителя» предполагает торговлю товарами и услугами между юридическими и физическими лицами. Это своего рода розничные продажи, но только с помощью онлайн-площадок – магазинов, сервисов, банков и прочее. Преимущество клиентов в большем ассортименте выбора, удобстве заказа и доставки товаров на дом или в офис. Электронная коммерция позволяет предпринимателю снизить затраты на содержание торговых и складских площадей.

B2G (Business-to-Government). В нише «Бизнес для правительства» юридические компании оказывают услуги или продают товары государственным органам. Сделки в B2G осуществляются на основе конкурсов, тендеров или котировок. Эта сфера электронной коммерции зачастую предполагает крупные сделки, что предъявляет строгие требования к участникам рынка. Компания, участвующая в торгах должна иметь высокий статус и хорошую репутацию.

С2С (Consumer-to-Consumer). Электронная коммерция в нише «Потребитель для потребителя» подразумевает осуществление сделок между физическими лицами. Успех таких интернет-площадок как olx.kz, satu.kz, kolesa.kz и других основан на коммерческих отношениях пользователей через электронную систему объявлений.

G2C (Government-to-Citizens). Egov.kz – обеспечивает доступ к государственной информации и позволяет произвести оплату налогов и штрафов, регистрацию бизнеса, получение разрешительных документов и другое. К этой категории относятся также и информационная поддержка граждан, поэтому G2C не полностью относится к коммерческой нише.

Сегодня большую часть занимают ниши В2В и В2С. Сектор госзакупок имеет достаточно высокий порог входа, поэтому не выделяется массовостью.

Преимущества электронной коммерции:

— Снижение затрат. Электронная торговля упрощает бизнес-процессы во многих отраслях предпринимательства. Например, чтобы открыть онлайн-магазин не нужно арендовать физическую площадь, нанимать штат продавцов и сотрудников доставки. Все действия можно автоматизировать, а, если товар электронный, то и упросить в разы сервис доставки. В итоге транзакционные издержки ниже, что сказывается на стоимости продукции или услуг.

— Расширение целевой аудитории. Через Интернет можно продавать по всему миру без особых затрат. Конечно, если бизнес связан с физическими товарами, то придется поломать голову с доставкой. Простое решение – это сотрудничество с транспортными компаниями. Но если вы продаете электронные товары, услуги – электронные книги, программы, сервисы и прочее, то рынок неограничен.

— Меньше посредников. Электронная коммерция позволяет работать напрямую с производителем, исключая цепочку посредников. Так создается прямой канал между продавцом и покупателем, что сказывается на стоимости товаров и качестве обслуживания.

— Возможность со 100% точностью анализировать продажи, продвижение, развитие бизнеса в сети. Системы аналитики, коллтрекинга позволяют следить за ситуацией и своевременно принимать меры.

Недостатки электронной коммерции:

— Зависимость от информационно-коммуникационных технологий. Не во всех регионах есть свободный доступ к Интернету на высокой скорости, этот фактор сильно тормозит развитие электронного бизнеса.

— Безопасность информации. Онлайн-торговля и бизнес в сети требует высокой гарантии конфиденциальности данных пользователей, покупателей, участников коммерческой деятельности.

— Авторское право. Защита прав собственности – это давно не новая проблема для сети Интернет. Пиратские копии программного обеспечения, «слитые» в свободный доступ мастер-классы, книги и другая продукция интеллектуального труда – все это становится проблемой для электронной коммерции во всем мире.

Посмотрите и другие статьи тоже
Мы стараемся держать вас в курсе последних бизнес-новостей