preloader

Дуополия

Дуополия (от греч. duo — «два» и poleo — «продаю») — модель рынка, на котором в производстве и распределении товара доминируют или присутствуют только две компании.

Дуополия (от греч. duo — «два» и poleo — «продаю») — модель рынка, на котором в производстве и распределении товара доминируют или присутствуют только две компании.

Проще говоря, дуополией называют ситуацию, когда при выборе какого-либо продукта или услуги покупателям приходится выбирать из продуктов двух фирм. Даже если на рынке и присутствуют другие компании, они не имеют почти никакого влияния.

Если в 2022 году спросить у любого человека, какая операционная система (ОС) установлена на его смартфоне, 98% ответят, что это либо Android, либо iOS. А среди фанатов колы большинство выбирают между продукцией компаний Coca-Cola и Pepsi.

Дуополия относится к одному из видов рынков с несовершенной конкуренцией. Это частный случай олигополии.

Первым исследователем дуополий был французский экономист Антуан Огюстен Курно. В 1838 году он впервые описал модель дуополии в книге «Исследования математических принципов теории богатства».

Эта теория получила название модели Курно. Она предполагает, что две компании конкурируют между собой, занимая определённую долю рынка по количеству товаров и услуг. Они действуют без сговора, но в итоге приходят к некоторому равновесию. А если одна из компаний изменяет уровень производства, другая компания также должна изменить его, чтобы сохранить равновесие при разделе рынка 50/50.

Вторую основную модель дуополии разработал французский математик Жозеф Луи Бертран.

Модель Бертрана считает главным двигателем конкуренции цену на товар или услуги. Та компания, у которой издержки на производство ниже, чем у конкурента, может установить более низкую цену и привлечь больше покупателей. Но если обе компании будут постоянно занижать цену, в итоге обе будут продавать товар на уровне предельных издержек. Поэтому обе компании будут стремиться к примерно равному, приемлемому для всех уровню цен.

Посмотрите и другие статьи тоже
Мы стараемся держать вас в курсе последних бизнес-новостей