Ценники на товар: история появления и требования к оформлению
Ценники – важная составляющая в торговле, они являются ключевым элементом общения магазина с покупателями, ведь именно в них содержится краткая информация по товару.
Почти каждый день современный человек сталкивается с необходимостью осуществлять покупки. Будь то предметы ежедневного потребления либо одежда. И даже если сейчас в мире очень развита онлайн торговля, но тем не менее посещение магазинов все равно остается востребованным. Посещая тот или иной магазин, мы ориентируем свое внимание на товар, а потом на его стоимость.
Для удобства осуществления покупок были придуманы ценники. Первые упоминания ценников относятся к началу XIX века, когда они начали использоваться в магазинах Лондона. Сделаны они были из папируса. На каждой полоске была указана цена товара.
Со временем ценники начали претерпевать значительные изменения. Они стали мельче и получили свой характерный прямоугольный или квадратный вид. Появилась возможность печатать числа, а также указывать информацию о товаре.
Сегодня ценники являются неотъемлемой частью любого магазина. Благодаря им мы можем легко определить стоимость товара и сравнить цены в разных магазинах, что существенно экономит наше время и деньги.
До появления ценников товары продавали по рукам на базарах и ярмарках, где продавцы выставляли свои товары, а покупатели торговались о цене до достижения соглашения.
С развитием рыночных отношений торговля стала более организованной и появилась потребность в определении цены товаров, поскольку писать цены на каждом товаре отдельно оказалось нецелесообразным.
Сначала приемлемым решением стало объявление цен громкоговорящими обозначениями, исключающими возможность торговаться. Но такой способ быстро оказался неудобным – объявления гремели одно за другим, покупатели не всегда успевали услышать цены, а продавцы теряли голоса. Необходимо было что-то более удобное и эффективное.
Именно здесь появилась необходимость в ценниках. Они стали главным и неотъемлемым атрибутом в любом магазине. В первых магазинах стоимость товара писали от руки на бумаге, которую клеили на товар. Но данный метод был не удобен, во-первых, вид ценников был неэстетичным, во-вторых, они часто терялись.
Ценники – важная составляющая в торговле, они являются ключевым элементом общения магазина с покупателями, ведь именно в них содержится краткая информация по товару.
В соответствии с пунктом 19 Правил внутренней торговли Республики Казахстан, продавец обеспечивает наличие четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара. Цены на товары определяются субъектами внутренней торговли самостоятельно, за исключением цен на социально значимые продовольственные товары. Субъекты внутренней торговли на социально значимые продовольственные товары устанавливают размер предельной торговой надбавки не более пятнадцати процентов от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика, указанной в договорах поставки социально значимых продовольственных товаров. Субъект внутренней торговли в случае наличия социально значимого продовольственного товара от нескольких производителей или оптовых поставщиков устанавливает размер предельной торговой надбавки не более пятнадцати процентов от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика на социально значимый продовольственный товар с наиболее низкой стоимостью, указанной в договоре поставки социально значимого продовольственного товара.
Главная функция ценника – донесение до потребителя правдивой информации, которая должна быть доведена до покупателя в обязательном порядке в доступной форме.
Как должен выглядеть ценник?
Ценники одной торговой точки должны быть одинаково оформлены, чтобы покупатель мог их выделить на витрине.
Они должны быть одинакового размера, нанесены на один и тот же материал одним-единственным способом. Дизайн ценников тоже не должен отличаться, поэтому лучше воспользоваться специальной программой.
Конкретные материалы и способ нанесения законом не определены – можно использовать бумагу, картон, электронные экраны. Главное, чтобы они не отличались внутри одного магазина. Супермаркеты и другие сетевые магазины любят изменять цвет ценников, чтобы обозначить акции или специальные предложения.
Согласно правилам оформления, на ценнике должны быть: наименование товара, цена за единицу товара, единица измерения. Также необходимым условием оформления ценника является наличие актуальной цены товара. Так как согласно статье 24 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» — продавец обязан продать товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленным во внутренних и внешних витринах торгового объекта. Данная обязанность регулируется нормами Гражданского Кодекса РК, где определено, что предложение купить товар по определенной цене – это публичная оферта. А ценник товара является доказательством оферты.
Таким образом, покупатель вправе требовать продажу товара по той стоимости, что указана на ценнике, а не соглашаться на вновь выставленную цену. Если все же товар был продан не по той цене, что указана на ценнике, потребитель вправе требовать от продавца возврата излишне оплаченной суммы. А в случае, если администрация торговой точки отказывается делать возврат – покупатель имеет право написать претензию в адрес руководства с требованием выплаты разницы между указанной на ценнике суммой и фактически полученной.