Что такое ESG — принципы и для чего компаниям их соблюдать?
Аббревиатуру ESG можно расшифровать как «экология, социальная политика и корпоративное управление».
Аббревиатуру ESG можно расшифровать как «экология, социальная политика и корпоративное управление». В широком смысле это устойчивое развитие коммерческой деятельности, которое строится на следующих принципах:
ответственное отношение к окружающей среде (англ., E — environment);
высокая социальная ответственность (англ., S — social);
высокое качество корпоративного управления (англ., G — governance).
Это стратегия развития компании, которая предусматривает прозрачность в менеджменте, заботу об экологии и людях, с которыми соприкасается компания.
Принципам ESG следуют:
Для реализации PR-стратегии. Хорошая ESG-кампания может стать ярким инфоповодом, грубое нарушение этих правил — причиной серьёзного PR-кризиса.
Для повышения лояльности продвинутых клиентов. ESG-стратегия — одна из составляющих современного маркетинга. Ответственный подход к экологии, например, привлекает покупателей, которые считают важной заботу об окружающей среде.
Для развития бренда работодателя. Социальная составляющая ESG напрямую влияет на позиции компании на рынке труда. Всё просто: чем лучшие условия предоставляет работодатель, тем более он интересен соискателям.
Привлечение персонала. Чтобы укрепить имидж компании на рынке труда, нужно организовать управление с учётом принципов социальной ответственности. Чем лучше условия вы предоставите, тем более привлекательным работодателем станете в глазах соискателей. Следовательно, вы сможете тратить меньше ресурсов на поиск и наём персонала, снизить риск потери ценных сотрудников, уменьшить текучесть кадров.
Новый подход к продвижению. Следование трендам — хороший инфоповод, на котором можно построить маркетинговую стратегию. Расскажите аудитории, какой вклад в будущее планеты вносит ваша компания. Предложите клиентам новые продукты и услуги, соответствующие принципам ответственного потребления, например:
- продавайте товары из переработанного сырья,
- используйте биоразлагаемую упаковку,
- перечисляйте часть прибыли на благотворительность,
- организуйте приём старых вещей в обмен на скидку.
Просто пользуясь вашей продукцией, покупатель сможет немного улучшить мир. Донесите эту концепцию до потребителей, и вы сможете повысить лояльность продвинутой аудитории и привлечь новых клиентов.
Риски для бизнеса
Если не следить за повесткой и игнорировать тренды, можно потерять клиентов, партнёров и сотрудников.
Репутационные риски. Несоблюдение правил управления, социальной и экологической ответственности может привести к скандалу вокруг компании или бренда. Например, репутационные риски возникают при некорректном отношении к персоналу, взяточничестве, утечке персональных данных, нанесении вреда окружающей среде.
Финансовые риски. Нарушение законов об охране окружающей среды приводит к штрафам и более серьёзным последствиям. Из-за отказа от принципов устойчивого развития можно потерять инвесторов и поддержку от крупных игроков рынка: банков, благотворительных фондов, страховых компаний.
Маркетинговые риски. Чтобы удерживать постоянных клиентов и завоёвывать новую аудиторию, нужно соответствовать трендам. Отставание от внешнего мира ведёт к ухудшению позиций на рынке: в лидеры выходят конкуренты, которые уже запустили трансформацию своего бизнеса и открыто заявили об этом.
Как внедрить принципы ESG
Кажется, что всё это касается только крупных компаний, потому что у них есть ресурсы для достижения глобальных целей, но на самом деле принципы ESG могут внедрять и небольшие компании не в ущерб себе.
Сформировать рабочую группу и назначить руководителей
Обычно в неё входят те, кто отвечает в компании за экологию, социальные вопросы, кадры, PR, внутренний аудит и охрану труда. Часто имеет смысл привлечь внешних экспертов и производственников, у которых могут быть идеи по модернизации технологических процессов. В малом бизнесе эта команда может быть небольшой.
Оценить влияние предприятия на окружающую среду
Произвести точные расчёты с использованием основных показателей и выявить проблемные зоны. Выяснить, что уже было проведено, какие мероприятия и инициативы внедрены.
Возможно, вы уже используете экологичную упаковку для товаров или предложили клиентам отказываться от одноразовых приборов при оформлении заказа. Может быть, проводились благотворительные мероприятия или субботники.
Разработать меры в трёх направлениях ESG, поставить цели и задачи
Рабочая группа должна определить, какие уже начатые инициативы в заданном направлении компания должна поддерживать, какие ― улучшить, а что придётся внедрять с нуля.
Внести изменения в социально-корпоративную политику
Это всё, что касается условий труда, размера заработных плат, мотивации и обучения сотрудников. В частности, важно показать персоналу и то, что они личным примером могут вкладываться в ESG-повестку.
Следить за изменениями у конкурентов, в стране и мире
Чтобы не упускать то, что можно внедрить, перенимайте опыт ведущих корпораций, анализируйте их отчёты. Посещайте деловые мероприятия, где обсуждают ESG-внедрение, корпоративное управление и другие важные вопросы.