preloader

Бизнес по франшизе, выгода и риски.

В настоящее время в мире одним из наиболее успешных способов развития крупного и малого бизнеса является франчайзинг.
Это — отношения между франчайзором и франчайзи.
Компания, передающая франшизу, называется франчайзором (или «управляющая компания»). Предприниматель, ее покупающий, называется франчайзи ( «партнер» или «представитель»).

Франшиза — комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса. Слово «франшиза» имеет французское происхождение, где термин “franchise” в переводе означает льготу.

В качестве франшизы могут выступать:

— методы ведения бизнеса;

— товарный знак;

— технология со взаимными обязательствами и льготами между сторонами.

Казахстан занимает выгодное экономико-географическое положение. Он находится почти в центре материка Евразия. Франшиза в Казахстане считается новым направлением экономических взаимоотношений и пока не так распространена, как в странах Европы или США. Благодаря этому рынок имеет хорошие перспективы для развития и роста. Сейчас в нашей стране наблюдается значительный рост числа субъектов малого и среднего бизнеса. Наибольшее количество занятых в субъектах предпринимательства находится в таких городах, как Алматы и Астана. Уполномоченные органы власти проводят постоянную политику поддержки малого и среднего бизнеса. Казахстан входит в первую десятку стран, где наблюдается высокий региональный рейтинг по защите прав миноритариев.

Таким образом, всё больше начинающих и опытных предпринимателей, как местных, так и из-за рубежа рассматривают Казахстан – как выгодную площадку для инвестирования, покупки недвижимости, и развития собственного дела. Новый бизнес открывают как жители разных регионов Казахстана, так и приезжающие из-за рубежа предприниматели. Одним из лучших способов снизить риски при старте собственного дела является франчайзинг.

Какие существуют виды франчайзинга?

— Товарный. Данный вид франчайзинга используется  в торговой сфере. Франчайзи получает право реализовывать товары, выпущенные франчайзером или под его торговой маркой.

 — Производственный (промышленный). Франчайзи получает право на производство и продажу продукции под фирменным знаком франчайзера.

Сервисный. Здесь предоставляется право заниматься определённым видом услуг под торговой маркой франчайзера.

— Бизнес-формат. Франчайзер передаёт партнёру не только права продаж, но и лицензию на организацию данного вида дела.

В чем же преимущества франшиз?

— готовая концепция бизнеса с проработанной моделью;

— помощь в решении проблем юридического характера, связанных с открытием своего дела;

— поставки своего товара или скидки от поставщиков;

—  обучение ведению бизнеса и его развитию;

— помощь при наборе и обучении персонала;

—  узнаваемый бренд, как следствие, экономия на рекламе;

—  помощь в выборе помещения для работы;

-востребованность предоставляемых компанией-франчайзером товаров или услуг.

Считается, что история франчайзинга в Казахстане ведется с 1994 г., когда в стране был построен завод безалкогольных напитков торговой марки Coca-Cola. На данный момент в стране уже работают представительства множества брендов, продающих свою франшизу в разных сферах. Одними из них являются аптеки “Садыхан”, сеть заведений общественного питания “Додо Пицца”, заведения быстрого питания “KFC”, аренда персонала “Unigroup”, кофе с собой “Бодрый день”, картографический сервис “2GIS”, издательства “Actualis”, центр медицинских услуг “Инвитро”. Все вышеперечисленные субъекты предпринимательства имеют высокий спрос на территории нашей страны.

Повезет или нет с работой по франшизе — это напрямую зависит от нынешних реалий рынка, условий договора и ваших ресурсов. Но при тщательном изучении условий рынка и грамотной работе, риски можно значительно снизить.

Каких же рисков стоит опасаться?

— полная зависимость от условий франчайзера. Владелец бренда, с которым вы сотрудничаете, может уйти с рынка, расторгнуть договор либо изменить условия договора, преимущественно в свою сторону;

нестабильность рынка. То есть, на тот или иной бренд может быть разный спрос, в зависимости от его расположения. Допустим, в центре города вы можете иметь высокий спрос на свой товар либо услугу, но в более отдаленной местности спроса, как такового, нет;

конкуренция между франчайзи. Если владелец бренда не разграничивает территории действия партнеров, тогда у вас могут появиться конкуренты, и за клиентов придется бороться;

риск столкнуться с мошенничеством со стороны франчайзи.

Франшизу необходимо приобретать, когда у вас есть деньги и желание получить опыт. В целом, этот вариант подходит как для новичков, так и для опытных предпринимателей.

Посмотрите и другие статьи тоже
Мы стараемся держать вас в курсе последних бизнес-новостей