Бизнес по франшизе, выгода и риски.
В настоящее время в мире одним из наиболее успешных способов развития крупного и малого бизнеса является франчайзинг.
Это — отношения между франчайзором и франчайзи.
Компания, передающая франшизу, называется франчайзором (или «управляющая компания»). Предприниматель, ее покупающий, называется франчайзи ( «партнер» или «представитель»).
Франшиза — комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса. Слово «франшиза» имеет французское происхождение, где термин “franchise” в переводе означает льготу.
В качестве франшизы могут выступать:
— методы ведения бизнеса;
— товарный знак;
— технология со взаимными обязательствами и льготами между сторонами.
Казахстан занимает выгодное экономико-географическое положение. Он находится почти в центре материка Евразия. Франшиза в Казахстане считается новым направлением экономических взаимоотношений и пока не так распространена, как в странах Европы или США. Благодаря этому рынок имеет хорошие перспективы для развития и роста. Сейчас в нашей стране наблюдается значительный рост числа субъектов малого и среднего бизнеса. Наибольшее количество занятых в субъектах предпринимательства находится в таких городах, как Алматы и Астана. Уполномоченные органы власти проводят постоянную политику поддержки малого и среднего бизнеса. Казахстан входит в первую десятку стран, где наблюдается высокий региональный рейтинг по защите прав миноритариев.
Таким образом, всё больше начинающих и опытных предпринимателей, как местных, так и из-за рубежа рассматривают Казахстан – как выгодную площадку для инвестирования, покупки недвижимости, и развития собственного дела. Новый бизнес открывают как жители разных регионов Казахстана, так и приезжающие из-за рубежа предприниматели. Одним из лучших способов снизить риски при старте собственного дела является франчайзинг.
Какие существуют виды франчайзинга?
— Товарный. Данный вид франчайзинга используется в торговой сфере. Франчайзи получает право реализовывать товары, выпущенные франчайзером или под его торговой маркой.
— Производственный (промышленный). Франчайзи получает право на производство и продажу продукции под фирменным знаком франчайзера.
— Сервисный. Здесь предоставляется право заниматься определённым видом услуг под торговой маркой франчайзера.
— Бизнес-формат. Франчайзер передаёт партнёру не только права продаж, но и лицензию на организацию данного вида дела.
В чем же преимущества франшиз?
— готовая концепция бизнеса с проработанной моделью;
— помощь в решении проблем юридического характера, связанных с открытием своего дела;
— поставки своего товара или скидки от поставщиков;
— обучение ведению бизнеса и его развитию;
— помощь при наборе и обучении персонала;
— узнаваемый бренд, как следствие, экономия на рекламе;
— помощь в выборе помещения для работы;
-востребованность предоставляемых компанией-франчайзером товаров или услуг.
Считается, что история франчайзинга в Казахстане ведется с 1994 г., когда в стране был построен завод безалкогольных напитков торговой марки Coca-Cola. На данный момент в стране уже работают представительства множества брендов, продающих свою франшизу в разных сферах. Одними из них являются аптеки “Садыхан”, сеть заведений общественного питания “Додо Пицца”, заведения быстрого питания “KFC”, аренда персонала “Unigroup”, кофе с собой “Бодрый день”, картографический сервис “2GIS”, издательства “Actualis”, центр медицинских услуг “Инвитро”. Все вышеперечисленные субъекты предпринимательства имеют высокий спрос на территории нашей страны.
Повезет или нет с работой по франшизе — это напрямую зависит от нынешних реалий рынка, условий договора и ваших ресурсов. Но при тщательном изучении условий рынка и грамотной работе, риски можно значительно снизить.
Каких же рисков стоит опасаться?
— полная зависимость от условий франчайзера. Владелец бренда, с которым вы сотрудничаете, может уйти с рынка, расторгнуть договор либо изменить условия договора, преимущественно в свою сторону;
— нестабильность рынка. То есть, на тот или иной бренд может быть разный спрос, в зависимости от его расположения. Допустим, в центре города вы можете иметь высокий спрос на свой товар либо услугу, но в более отдаленной местности спроса, как такового, нет;
— конкуренция между франчайзи. Если владелец бренда не разграничивает территории действия партнеров, тогда у вас могут появиться конкуренты, и за клиентов придется бороться;
— риск столкнуться с мошенничеством со стороны франчайзи.
Франшизу необходимо приобретать, когда у вас есть деньги и желание получить опыт. В целом, этот вариант подходит как для новичков, так и для опытных предпринимателей.