preloader

STEM-академия

Обучение через игру

Магжан Кистаубаев — физик, инженер, преподаватель из Алматы, основатель учебных лабораторий STEM Academia, в которых школьников обучают по дисциплинам «Науки», «Технологии», «Инженерия» и «Математика». Понимая актуальность подготовки сильных кадров в сфере IT и программирования, Магжан решил разработать компьютерную игру «Марс. Первый шаг», с помощью которой школьники смогут изучать физику, программирование и и робототехнику в интересной интерактивной форме. Подробнее о своей разработке Магжан рассказал в нашем интервью.


— Магжан, давайте начнем с проекта, который уже успешно существует — STEM Academia. Как появилась идея его создания?

— По специальности я инженер-ядерщик — обучался в университете Пенсильвании, также проходил языковые курсы в Бостонском университете и закончил семестр на факультете математики в Англии, город Лидс. По приезде в Казахстан я начал обучение в магистратуре Назарбаев Университета по специальности «физика», и параллельно мы с тремя друзьями начали работать в сфере дополнительного образования по развитию STEM-дисциплин — Science, Technology, Engineering, Math. Это был кружок, в котором мы преподавали школьникам робототехнику, программирование, 3D-моделирование и инженерную математику. Контент создавали сами. На своих уроках я внедрял интересные лекции и проекты, которые мы проходили в университете. Другой парень — Залкар, писал программу по роботехнике и программированию. Ербол — промышленный инженер, преподавал 3D-моделирование. Абуталип работал над развитием бизнеса. Ребята в университете готовили диссертацию по сборке 3D-принтера по металлу, поэтому нехватки в контенте не было. Это было в 2015—2016 году.

Потом нас заметил «Шеврон» и профинансировал двухлетний контракт в Атырау, по которому мы обучали 750 детей на бесплатной основе. Этот офис до сих пор работает в Атырау, уже третий год. После этого мы начали понемногу расширяться, замечать конкурентов — куда ходят дети, почему не к нам? Оказалось, что именно в этот период началась популяризация робототехники, кружков программирования. Были успешными обучающие центры, такие, как «Лига роботов», компьютерная академия ШАГ, «Роботрек», и так далее. Но среди них не было ни одного казахстанского бренда. Академия ШАГ — украинская программа, «Лига роботов» — российская. Мы подумали — почему бы не создать свою обучающую программу и не продавать франшизу? Полностью расписали платформу, упаковали, сделали бизнес-модель и начали продавать. Первую платформу купили в Актобе, сейчас уже она есть в 18 центрах по Казахстану, в России — пять центров, даже в Литве у нас купили франшизу.

 

— Россиянам интересно покупать казахстанскую франшизу, когда у них хватает своих аналогов?

— Да, потому что программа уникальная по контенту и методике. Сейчас уже работает 26 наших франшиз в мире.

 

— В чем уникальность вашей методики, в чем она лучше других?

— Мне сложно сравнивать с кем-то, поскольку я не обучался в других школах программирования. Как правило, ребенок приходит и учится программировать или приходит собирать роботов. У нас эти процессы интегрируются друг с другом. Например, на уроке инженерной математики дети у нас строят что-нибудь из каркаса дерева, пенопласта, бумаги — к примеру, катапульту, экскаватор или кран. После того, как макет готов, следующий шаг — научиться программировать. Таким образом, ребята учатся робототехнике, используя миродатчики ардуино, которые они программируют на определенные действия. После этого запрограммированный датчик внедряются в наш экскаватор. Вот так ребята сами собирают роботов. Есть множество успешных примеров. В 2017 году ребята из Атырау выиграли второе место на олимпиаде Infomatrix, где она собрали экзоскелетон — робота, повторяющего движения человека. Или в этом году ребята из 74 школы, где мы оснащали STEM-лабораторию, выиграли 1 150 000 тенге за две разработки. Ученик 11-го класса Алихан сделал трость для незрячих людей, оснащенную датчиком расстояния, которая подает сигнал, если перед слепым человеком находится препятствие. А ученик 10-го класса сделал приспособление для инвалидных колясок, с помощью которых коляски управляются с пульта. Конечно, есть и электронные коляски, но они стоят от 300 тысяч тенге и выше. Обычная инвалидная коляска — около 50−60 тысяч тенге, и примерно столько же стоит пульт управления. Как все это происходит? Ребята знают 3D-моделирование, робототехнику, программирование, и создают новый продукт. В этом и есть уникальность нашей методики.

Сейчас мы уже отходим от преподавания и кружков дополнительного образования, и начали заниматься оснащением школ кабинетами для изучения программирования и робототехники. Для этого мы берем неиспользуемые школьные помещения — бывшие кабинеты труда, ИЗО и другие, и переоборудуем их в fabrication labs — лаборатории, где школьники могут выпускать роботов. В этих лабораториях мы устанавливаем станки по обработке дерева, металла, пластика, 3D-принтеры.

Посмотрите и другие статьи тоже
Мы стараемся держать вас в курсе последних бизнес-новостей