Система анализа конкурентов: что это такое и для чего используется?
Конкурентный анализ — это процесс изучения конкурентов. Анализировать можно такие составляющие как: торговое предложение, процесс ценообразования, предлагаемый ассортимент, обороты компании, программы лояльности, каналы сбыта, наличие рекламных акций и предложений.
Бизнес-дело рискованное. Это касается не только финансовых потерь, сюда входит множество факторов. Начиная от экономической ситуации в стране, заканчивая наличием конкуренции. Вообще сам факт наличия здоровой конкуренции идет только на пользу бизнесу. Просто важно знать правила игры и все просчитать. В этом соперничестве не участвуют лишь компании-монополисты и предприятия, которые предлагают товары и услуги, не имеющие аналогов на рынке. Остальным, чтобы завоевать лояльность клиентов, важно знать в лицо своих конкурентов.
Конкурентный анализ — это процесс изучения конкурентов. Анализировать можно такие составляющие как: торговое предложение, процесс ценообразования, предлагаемый ассортимент, обороты компании, программы лояльности, каналы сбыта, наличие рекламных акций и предложений.
Конкуренты бывают:
- Прямые. Данный вид конкурентов предлагает идентичные товары и услуги.
- Непрямые. Компании предлагают похожие товары и услуги.
- Подменные. В данном случае речь идет о компаниях, реализующих разные товары и услуги, но которые могут быть заменены друг другом.
Важно мониторить активность всех конкурентов, в особенности — прямых и подменных.
Зачем нужен конкурентный анализ
Тем, кто только начинает путь в бизнесе, исследование поможет сформировать уникальное торговое предложение и выстроить стратегию компании.
Компаниям, которые давно на рынке — обновить ассортимент, программу лояльности, контент для социальных сетей и каналы распространения продукта.
Анализ конкурентов важно проводить регулярно или в случае, когда ключевые показатели бизнеса ухудшились. Это позволит разобраться, какие ошибки допущены, как их исправить и не допустить в будущем.
В каких случаях проводят анализ конкурентов:
- Анализ конкурентов проводится, когда принимается решение о запуске бизнеса, либо о выпуске на рынок нового продукта.
Например, вы планируете открыть магазин. Для того чтобы не остаться в убытке, и не закупить товар, который не пользуется спросом, вам необходимо изучить ваших прямых конкурентов, ассортимент товара в его магазине и посмотреть, что пользуется наибольшим спросом.
- Идентичность бренда
Для того чтобы ваш бренд не слился с другими похожими брендами на рынке, необходимо продумать его уникальную подачу. Сюда входит работа по разработке и созданию логотипа, фирменного стиля, и стратегии компании.
- Анализ конкурентов проводится для того, чтобы уже существующей компании удержаться на рынке
Бизнес-дело непредсказуемое. Если сегодня вы в лидерах продаж и дела идут в гору, то завтра все может измениться. В лидерах может быть вновь открывшаяся компания, которая предложила клиентам выгодное предложение, тем самым переманив их на свою сторону.
Нужно проанализировать работу конкурентов и выяснить, за счет чего им удалось переманить ваших покупателей. Это поможет понять, что нужно улучшить в вашем товаре или услуге, чтобы вернуть аудиторию.
- Масштабирование бизнеса
Любая компания, проработав определенное время, упирается в потолок своего роста и тогда необходимо принимать решение о развитии. Чтобы определить точки роста, которые позволят улучшить ваши позиции в отрасли и повысить продажи, следует проанализировать деятельность других брендов.
Найти конкурентов можно с помощью:
- проведения исследования рынка;
- сервисов интернет-аналитики — Яндекс. Метрика, SimilarWeb, Brand Analytics;
- маркетплейсов — Kaspi, Ozon, Wildberries, Aliexpress, Яндекс.Маркет;
- сайтов с отзывами;
- поисковых запросов с ключевыми словами, которые используют клиенты;
- опросов потребителей.
Когда данные о конкурентах собраны необходимо их систематизировать и проанализировать. Визуализация поможет изучить каждый индикатор подробно.
Чтобы составить образ конкурента, маркетологи используют разные методы. Одним из распространенных методов является SWOT. Матрица позволяет систематизировать сильные и слабые стороны компании, возможности и угрозы для развития.