Почему бизнесу важно подводить итоги года?
Подведение итогов — это то, что позволяет компании не застрять в паутине неудач и страхов и начать двигаться вперёд.
Зачем подводить итоги года
Каждой команде периодически нужно подводить итоги. Конец года это хороший повод для того чтобы это сделать. Особенно для тех, у кого большую часть работы занимает операционная деятельность. Когда команда сосредоточена на проектах, поводов обсудить результаты больше — это можно делать после завершения проекта или крупного блока работы.
Как правильно подвести итоги года
Подведение итогов года проводится как для команды, так и для топ-менеджмента. У этих мероприятий разные цели и содержание.
Для сотрудников это можно сделать в процессе формальной рабочей встречи — ретроспективы или фасилитации: отделы или команды делятся результатами и достижениями, разбирают ошибки, обмениваются работающими стратегиями. Подвести итоги можно и более неформально — на предпраздничной планерке или просто встрече руководства с коллективом. Итоги работы компании за год можно представить и в начале новогоднего корпоратива, до перехода к развлекательной части. Для руководства подведение итогов работы компании представляет собой сессию стратегического планирования на будущий год, которая проходит в формате совещания. Соберите руководителей команд и отделов, обсудите итоги года, сопоставьте их с планами, проанализируйте причины успехов и неудач, подумайте над целями и стратегией на будущий год.
На какие вопросы важно найти ответы в процессе стратегического планирования:
- Какие цели были достигнуты, а какие нет?
- Что получилось, а что не получилось, что успели, а что не успели?
- Что этому помогло, а что помешало?
- Какие ресурсы были задействованы, какие остались невостребованными, каких не хватило?
- Каким специалистам и отделам требуется дополнительная поддержка?
- Какие решения привели к успеху, а какие к неудаче?
- Какие стратегии были эффективными, а какие нет?
Цель встречи — не критиковать за неудачи, а проанализировать пройденный путь, чтобы двигаться вместе еще эффективнее.
Сбор данных — еще один важный этап подготовки к встрече по итогам года. На встрече придется анализировать события за год. Вспомнить все на встрече не получится: много времени уйдет на поиск статистики и нужных файлов.
Чтобы не отвлекаться, подготовьте материалы заранее. Подумайте, что важно собрать, чтобы картинка была полной. Не перегружайте команду файлами — иначе есть риск, что коллеги не успеют посмотреть и проанализировать все документы. Однако, если фактуры мало, подводить итоги тоже сложно.
Первое с чего надо начать подводить итоги года, это финансовая часть. Необходимо обозначить и провести подсчеты прибыли и убыли уходящего года. Это поможет увидеть реальную картину происходящего, и понять, где нужно поднажать, а где пересмотреть тактику работы. Таким образом организовываем анализ продаж компании, учитывая следующие позиции:
- Чистая прибыль;
- Операционная прибыль;
- Маржинальная прибыль;
- Прибыль до налогообложения;
- Рентабельность.
Подводя финансовые итоги за год, как правило, анализируются такие документы, как отчёт о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах и отчёт о доходах. Все они помогут узнать:
- куда уходят и откуда приходят деньги, насколько эффективны маркетинговые стратегии, существуют ли ненужные затраты;
- где находятся точки роста для вашей компании, выявить возможности для контроля финансовых потоков (как можно управлять задолженностями и оптимизировать их);
- можно ли выбрать другую, более выгодную систему налогообложения, или, напротив, придётся от какой-то из них отказаться из-за превышения лимитов — сделать это лучше самостоятельно и заранее, чтобы не нарваться на штрафы государственных органов.
Подведение итогов может проходить одним или несколькими из указанных способов анализа:
- Факторный. Позволяет оценить влияние внешних факторов на бизнес: кризисы, системы налогообложения и прочее.
- Структурный (вертикальный). Анализируются сведения на отчётную дату за конкретный период. Помогает выяснить, откуда идут денежные потоки, как меняется ликвидность и состав внеоборотных и оборотных активов.
- Трендовый. Это прогностический анализ, который на основе имеющихся данных позволяет предположить, что случится в будущем.
- Временной (горизонтальный). Сравниваются показатели одинаковых промежутков времени, но за разный период. Такой анализ позволяет понять, был ли рост или, напротив, произошло падение, что могло на это повлиять.
- Сравнительный. Сравнивать можно что угодно: свою компанию с конкурентами, эффективность разных подразделений и прочее.
Подведение итогов — это то, что позволяет компании не застрять в паутине неудач и страхов, начать двигаться вперёд без излишних эмоциональных выплесков. Это помогает держать руку на пульсе и вовремя перестраиваться под текущие реалии.