MLI (Multilateral Instrument)
MLI (Multilateral Instrument) — многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения
Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения, которая вступила в силу в Республике Казахстан с 1 января 2021 года, в международной практике Multilateral Instrument, -MLI, (далее – Многосторонняя конвенция), совершенная в Париже 24 ноября 2016 года.
Целью многосторонней конвенции является исключение неналогообложения или пониженного налогообложения посредством избежания или уклонения от уплаты налогов.
Ранее одобренная Многосторонняя конвенция постановлением Правительства РК от 4 июня 2018 года № 316 «О подписании Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения» была подписана 25 июня 2018 года.
Многосторонняя конвенция была принята в рамках плана BEPS (аббревиатура BEPS -Base Erosion and Profit Shifting — размывание налоговой базы и вывод прибыли из-под налогообложения, то есть уход от налогов). План BEPS включал в себя меры, относящиеся к налоговым соглашениям, для решения вопросов применения гибридных схем (злоупотребительные практики использования противоречий (нестыковок, пробелов) между национальными налоговыми системами), снижения налоговой нагрузки, предотвращения злоупотреблений положениями соглашений об избежание двойного налогообложения (далее — СОИДН), введения ограничения на злоупотребление использованием налоговых льгот, решения вопроса искусственного избежания статуса постоянного представительства и совершенствования процедуры разрешения споров.
Многосторонняя конвенция предусматривает как обязательный «минимальный стандарт», который обязаны применять все страны-участницы Многосторонней конвенции: злоупотребление положениями СОИДН, усовершенствование взаимосогласительных процедур, так и расширенные положения которые являются опциональными, то есть страны-участницы Многосторонней конвенции сами выбирают набор статей Многосторонней конвенции, которые будут применяться к тем или иным отношениям.
В ст. 3 Многосторонней конвенции установлено, что применения послаблений СОИДН возможно только при условии, если доход полученный лицом или через него, или с помощью структуры, которые считаются полностью или частично прозрачными с точки зрения налогообложения согласно налоговому законодательству любой из сторон СОИДН действительно принадлежат резиденту одной из стран — участниц.
Вопрос двойного налогового резидентства лица, иного, чем физического (то есть юридического лица) должен решаться путем взаимного согласия. При этом в случае, если компетентные органы не смогут прийти к соглашению по данному вопросу (при отсутствии взаимного согласия), то этому лицу не предоставляются какие-либо льготы или освобождение от налогов, предусмотренные СОИДН (ст. 4).
Согласно ст. 5, СОИДН не будет применяться, если доход или капитал, полученный в одной стране и не обложенный налогом в связи с применением положений СОИДН также не будет облагаться налогом в другой стране или применяет пониженную ставку налога, по которой данный доход или капитал может облагаться.
Многосторонняя конвенция устанавливает так называемый – «тест» на основную цель. Это означает, что одной из основных целей какого-либо соглашения или сделки не может служить получение налоговой льготы. Соглашение или сделка должна быть экономически целесообразна — только в этом случае можно будет воспользоваться льготами СОИДН (п.1 ст.). То есть для применения льгот СОИДН для юридических лиц необходимо будет доказать, что доход возникает в связи с активной деятельностью компании.