preloader

Метод «Шесть сигм» (Six Sigma)

Метод «Шесть сигм» (Six Sigma)  — это концепция управления производством, при которой происходит совершенствование рабочих и производственных процессов через поиск и устранение дефектов в них.

Метод «Шесть сигм» (Six Sigma)  — это концепция управления производством, при которой происходит совершенствование рабочих и производственных процессов через поиск и устранение дефектов в них. Ориентир же берется на те параметры, которые наиболее важны для потребителя. Концепция Six Sigma была изобретена корпорацией Motorola в 1986 году после того, как на нее стали массово поступать жалобы в связи с большим количеством производственного брака, выявленного в продукции. Свою популярность методология шести сигм обрела после 90-х годов, когда Джек Уэлч сделал ее основной стратегией General Electric.

Методика 6 сигм включает в себя статистические методы и методы, применяемые в управлении качеством, а также инструмент измерения результатов и специальные рабочие группы, чье предназначение — устранять проблемы и совершенствовать бизнес-процессы.

Внедрить метод «Шесть сигм» можно в абсолютно любую компанию. Принципы же внедрения следующие:

  • Сделать рабочие процессы максимально предсказуемыми (чем они предсказуемее, тем легче их контролировать).
  • Сделать все процессы измеримыми и простыми для анализа и модификаций.
  • Задействовать все рабочие группы, от производственной до маркетинговой.
  • Ставить цели по методике SMART (то есть ставить измеримые цели, например «Снизить количество дефектов до 5%»).
  • Принимать решения только на основе анализа и статистики.

Правило 6 сигм гласит, что стоимость дефекта, если не выявить его вовремя, возрастает при продвижении по потоку процесса. Следовательно, дефект, выявленный еще в производстве, в 100 раз дешевле дефекта, обнаруженного непосредственно потребителем. Именно поэтому подход 6 сигм реализуется поэтапно на основе системы DMAIC, которая складывается из:

  • define — определяй, где скрыта проблема;
  • measure — измеряй, какова производительность процесса и как проблема сказывается на нем;
  • analyze — анализируй, в чем может быть истинная причина сбоя и как это исправить;
  • improve — совершенствуй, меняя процессы так, чтобы устранить эту причину;
  • control — проверяй, помогла ли модернизация решить задачу.

Помимо специальной команды, система 6 сигм также подразумевает использование методов и инструментов не только из категории управления изменениями, но и из разряда менеджмента:

  • Карта бизнеспроцессов, отображающая имеющиеся у компании ресурсы и задачи, которые предстоит решить.
  • A/B-тестирование, то есть тестирование вариантов решения на определенной группе лиц или проектов для подтверждения конкретных теорий.
  • Анализ затрат и выгод. Применяется при выборе между несколькими вариантами решения. В результате выбирается тот, который предлагает наиболее оптимальное соотношение «выгоды — затраты».
  • Мозговой штурм в формате «пять почему». Команда шести сигм собирается вместе и задает друг другу вопросы касательно неэффективных бизнес-процессов, начинающихся с «почему…». Это продолжается до тех пор, пока не будет обнаружен дефект и его причина.
  • CTQ tree. Схема в виде дерева с критически важными характеристиками для данного проекта или процесса.

На этапе реализации изменений методология «Шесть сигм» требует иных инструментов. Чаще всего используются: кривая Парето, контрольная карта Шухарта, регрессионный или дисперсионный анализ и т.д.

Посмотрите и другие статьи тоже
Мы стараемся держать вас в курсе последних бизнес-новостей