Метод «Шесть сигм» (Six Sigma)
Метод «Шесть сигм» (Six Sigma) — это концепция управления производством, при которой происходит совершенствование рабочих и производственных процессов через поиск и устранение дефектов в них.
Метод «Шесть сигм» (Six Sigma) — это концепция управления производством, при которой происходит совершенствование рабочих и производственных процессов через поиск и устранение дефектов в них. Ориентир же берется на те параметры, которые наиболее важны для потребителя. Концепция Six Sigma была изобретена корпорацией Motorola в 1986 году после того, как на нее стали массово поступать жалобы в связи с большим количеством производственного брака, выявленного в продукции. Свою популярность методология шести сигм обрела после 90-х годов, когда Джек Уэлч сделал ее основной стратегией General Electric.
Методика 6 сигм включает в себя статистические методы и методы, применяемые в управлении качеством, а также инструмент измерения результатов и специальные рабочие группы, чье предназначение — устранять проблемы и совершенствовать бизнес-процессы.
Внедрить метод «Шесть сигм» можно в абсолютно любую компанию. Принципы же внедрения следующие:
- Сделать рабочие процессы максимально предсказуемыми (чем они предсказуемее, тем легче их контролировать).
- Сделать все процессы измеримыми и простыми для анализа и модификаций.
- Задействовать все рабочие группы, от производственной до маркетинговой.
- Ставить цели по методике SMART (то есть ставить измеримые цели, например «Снизить количество дефектов до 5%»).
- Принимать решения только на основе анализа и статистики.
Правило 6 сигм гласит, что стоимость дефекта, если не выявить его вовремя, возрастает при продвижении по потоку процесса. Следовательно, дефект, выявленный еще в производстве, в 100 раз дешевле дефекта, обнаруженного непосредственно потребителем. Именно поэтому подход 6 сигм реализуется поэтапно на основе системы DMAIC, которая складывается из:
- define — определяй, где скрыта проблема;
- measure — измеряй, какова производительность процесса и как проблема сказывается на нем;
- analyze — анализируй, в чем может быть истинная причина сбоя и как это исправить;
- improve — совершенствуй, меняя процессы так, чтобы устранить эту причину;
- control — проверяй, помогла ли модернизация решить задачу.
Помимо специальной команды, система 6 сигм также подразумевает использование методов и инструментов не только из категории управления изменениями, но и из разряда менеджмента:
- Карта бизнес—процессов, отображающая имеющиеся у компании ресурсы и задачи, которые предстоит решить.
- A/B-тестирование, то есть тестирование вариантов решения на определенной группе лиц или проектов для подтверждения конкретных теорий.
- Анализ затрат и выгод. Применяется при выборе между несколькими вариантами решения. В результате выбирается тот, который предлагает наиболее оптимальное соотношение «выгоды — затраты».
- Мозговой штурм в формате «пять почему». Команда шести сигм собирается вместе и задает друг другу вопросы касательно неэффективных бизнес-процессов, начинающихся с «почему…». Это продолжается до тех пор, пока не будет обнаружен дефект и его причина.
- CTQ tree. Схема в виде дерева с критически важными характеристиками для данного проекта или процесса.
На этапе реализации изменений методология «Шесть сигм» требует иных инструментов. Чаще всего используются: кривая Парето, контрольная карта Шухарта, регрессионный или дисперсионный анализ и т.д.